Начало тут:
https://www.pobeda-club.ru/threads/vopros-pro-kolca.17764/
До весны я не дотерпел и пока более-менее тепло решил раскидать несчастный мотор чтобы понять буду я его делать в ближайшем будущем или нет. Цель была померить поршни, чтобы понять будет ли только замена колец или поршни то же придется поменять.
Итак мотор вынут из угла (тяжелый зараза, в одно лицо его ворочать то еще удовольствие) и повешен на кантователь. Под мотор подставлен тазик, пробка выкручена и пока загустевшее масло неторопливо вытекало, я пошел искать цифровые клейма, чтобы сразу шлепнуть номера на днищах поршня.
Как я уже писал ранее предыдущим владельцем моей машины мотор был преподнесен под видом нового, документы подтверждали замену в 1999 году. Отчасти поэтому я тогда эту машину и купил. Она запускалась, неплохо работала и я даже успел на ней немного покататься.
Уже по размеру поршней было понятно, что это двигатель с ремзавода.
Масло слито, я переворачиваю мотор "вверх дном" чтобы снимать поддон. Тут меня ожидал первый сюрприз. Когда мотор был перевернут из вентиляционных окошек в колоколе ручьем полилось масло. Хорошо, что я положил на пол старый противень от плиты, а то весь пол бы испачкал. Похоже набивка текла много и давно, плавно заполняя полость картера сцепления. Вылилось оттуда где-то стакана полтора.
Далее я стал откручивать поддон, матеря предыдущего сборщика - болты крепления были с головками на 12 и на 13, разной длины и ушатаности.
Наконец поддон был отделен от "тела" и перед мной предстала вот такая картина:
Тут я вспомнил про телефон, и подумал, что можно попробовать скучное повествование разбавить некоторым количеством фотоматериала:
Кстати, во время работы использовал две пары перчаток одновременно-медицинские латексные, а сверху надел обычные тряпочные. Руки во-первых не мерзнут, а во-вторых остаются чистыми. Спасибо Олд Джеку за идею.
Итак мотор:
А это алюминиевая скоба крепления крышки ГРМ. И ей очень плохо. Белые сопельки, проглядывающие через толщу грязи-мой "любимый" силиконовый герметос. .
Вот тут если приглядеться можно увидеть, что на коленвалу есть клеймо ЗМ.
Заглушки похоже кто-то уже выворачивал:
Клеймо ЗМ на четвертой коренной крышке:
Чтобы поддон было не противно трогать, я вынес его на улицу и ножом счистил с него грязь. Она была пропитана маслом и создавалось ощущение, что я режу кекс "Столичный" не первой свежести.
А дальше пошли поршни с шатунами. Нижние головки шатунов уже были помечены предыдущими ремонтниками, поэтому дополнительно я их помечать не стал. Итак первый пошел:
Поршень первого цилиндра.
Дырдочка.
Когда я это увидел, мой мозг выдал "404 Error" и я минуты три просто вертел поршень в руках пытаясь понять как это и откуда. Сначала я подумал, что это дефект литья, но нет в углублении явно прослеживался угол 120 градусов, как у сверла. Значит эту хрень специально тут просверлили.
Я видел в интернете как какой-то мужик сверлил поршни для улучшения смазки цилиндра, но там дырок было как в швейцарском сыре, а тут только одна.
Для облегчения? Штатные бобышки, что уже не катят? Посмотрел. Штатных бобышек оставалось еще приличное количество. Так и не придумав ничего адекватного я отложил поршень с шатуном и принялся за остальные.
Вот алюминиевый квартет в сборе:
Уже на этом этапе стало понятно, что мотор малой кровью в мир живых не вернуть.
Поршни, даже не смотря на засверленый первого цилиндра были более-менее ничего. Единственно "усики" стопорных колец были направлены внутрь (надо наружу) и поршневые кольца были одеты фасками в разные стороны. Верхнее как нужно, а нижнее наоборот. Хотя может это такой "лайфхак" из пятидесятых, не знаю. Возможно в этом и кроется неадекватная компрессия. Все кольца были целы и даже свободно перемещались в своих канавках.
Два пальца откровенно болтались на ощупь в верхних головках шатунов.
А шатуны были ВСЕ разные. На одних было написано ГАЗ разными способами, а на другом ЗМ, это полбеды. Вот такую маркировку имели шатуны с 1 по 3: 12-1004050
А вот такую шатун четвертого цилиндра 12-1004045А
Один шатун имел в нижней головке "нарезы" ка в стволе винтовки, видимо убирали эллипсность.
А это баббит вкладыша третьей шатунной шейки. Ему песец.
На самом деле песец всем вкладышам, этот самый страшный. Баббит на всех темно-серый и имеет множество вкраплений. Масло кто-то похоже тут раньше вообще не менял.
Потом я взял микрометр и померил шатунные шейки. Получилось плюс минус 50,7 мм по шейкам. А вот эллипсность составила 0,05 мм. Вкладыши были -0,5, соответственно раньше вал был 51 мм. Износ 0,2 мм? Как оно еще не стучало то...
К слову давление на ХХ на прогретом было 2 очка по контрольному мех. манометру.
Тут уже стало понятно, что делать тут особо нечего. Для интереса я открутил третью коренную, там вкладыши получше, но вкрапления все равно есть. С втулками распредвала наверное так же фигня. В общем это кандидат на полный капремонт.
И тут я заглянут в первый цилиндр и охренел:
На его стенке было видно отверстие.
Я попытался его сфотографировать, но это довольно сложно (рыжая точка в цилиндре это оно):
Оно заглушено заглушкой на герметике. То есть если отбросить здравый смысл и оперировать голыми фактами получаем следующую картину:
Стоял себе мотор в сборе и никого не трогал. Мимо шел мужик (хотя может и не мужик, но сути это не меняет) с дрелью. Идет он такой и думает "Во, мотор стоит, а что будет если я его просверлю?" Ну берет мужик длинное сверло на 6 мм, вставляет в дрель и начинает сверлить. Что было дальше загадка. То ли сверло оказалось короткое, то ли его кто-то спалил за этим занятием и дал звездюлей, не знаю. Но факт налицо. В моторе была просверлена дырка аж до поршня.
Дырку эту потом видимо заглушили. Все это мои бредовые фантазии, если кто придумает более адекватную версию происхождения отверстия готов выслушать.
Спросить как это было на самом деле уже не кого, ибо:
Много воды утекло. И всех, кто чего-то помнил, давным-давно замочили... (с)
К слову входного отверстия я с ходу не обнаружил, хотя возможно если блок как следует отмыть найдется и оно.
После всего обнаруженного я поставил поддон на место, вернул мотор на землю. Влил в него масло( без поршней это делать гораздо удобнее)) и задвинул обратно в угол.
Пока делать ничего с ним наверное не буду. Лишнего полтинника на капиталку все равно пока нет, так что пусть пока поваляется как есть. Зато у меня теперь есть еще четыре тематических стакана для карандашей)))
На все про все, в одно лицо у меня ушло около 4,5 часов.
Исходя из всего увиденного советские ремзаводы - это квинтэссенция рукожопости и от ремзаводовских моторов порядочному человеку стоит держаться подальше .