По последней фото решил погуглить информацию о дедушке, наткнулся на интересную ссылку:
Достоверные ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ самодельщиков
Вы знаете, что такое "САМАВТО"? Правильно - самодеятельное автостроение, один из видов технического творчества. Самодельщики - это неформалы от автопрома. И, естественно, с ними часто случаются курьезные, нелепые и просто смешные истории. Вот некоторые из них.
История ПЕРВАЯ
Самодеятельное автостроение в конце семидесятых годов было не просто популярным видом технического творчества, а по-настоящему сверхпопулярным. Современным звездам поп- и рок-музыки такая слава и не снилась. Основную роль в этом сыграли телепрограмма "Это вы можете" с ее создателем Владимиром Соловьевым, журнал "Техника - молодежи" с главным редактором В. Захарченко и сами самодельщики с их невероятными по откровенности техническими творениями. Мечтали создать свой автомобиль и мы, тогдашние старшеклассники.
Как сейчас помню, было это в понедельник, 19 ноября 1979 года. Вдвоем с другом мы до шести часов вечера лазили по слякотной Москве, разыскивая Бобров переулок, в котором находилась Центральная секция любительского автоконструирования. А когда желанный адрес был найден, мы долго разглядывали припаркованные здесь удивительные автомобили, до этого виденные нами лишь по телевидению и на страницах журналов.
Нас, естественно, никто не ждал - здесь шло обсуждение нового проекта малолитражки. И мы скромно присели на краешек дивана и просидели весь вечер. Часов в девять, когда все уже стали расходиться по домам, мы все же решились представиться Илье Семеновичу Туревскому - председателю секции.
- Парни, дело уже позднее, - сказал он, - приходите через недельку, тогда поговорим.
- Да понимаете, мы же из Вязников, - робко пробормотал я.
- Ерунда, - четко, с расстановкой произнес Илья Семенович, - к нам даже из Апрелевки приезжают. За тридцать километров ездят!
Мы скромно пожали плечами и удалились. Но через неделю снова приехали в Москву.
Спустя несколько лет, когда в Вязниках успешно действовал автоклуб "СКИФ" и уже было проведено несколько всесоюзных слетов самодельных автомобилей, Илья Семенович со смехом вспоминал этот анекдотичный эпизод:
- Мужики, я ведь тогда думал, что Вязники это один из районов Москвы. Честное слово, даже не догадывался, что вы ездите за 300 километров.
История ВТОРАЯ
Однажды в Москве появился необычный автомобиль: это был нескладного вида "ящик" на колесах. Причем передние колеса были от мотоколяски - маленькие, а задние - большие, с грузовика. Лобового стекла у экипажа не было. За рулем сидел старик, внешне похожий на Карла Маркса. Вид экипажа и водителя был весьма экзотичным. Позднее выяснилось, что это Глеб Вячеславович Мартынов, изобретатель, бывший авиаконструктор, а ныне автомобилист-самодельщик, путешествующий по стране.
- Провожу психотехнический пробег по маршруту Алма-Ата - Мурманск, - сказал он. - Вот заехал Москву посмотреть...
- Психотехнический?
- Да... Видите, написано на борту: "Психотехнический пробег Алма-Ата - Мурманск и обратно: без бензина, без денег, без документов".
- Как же без бензина?
- А вот так... До Москвы доехал. И ни один водитель грузовика не отказал мне ни разу в толике горючего. Понимают...
- А без денег?..
- Читайте, тут написано: "Осмотр объекта - 10 коп. С группы - 1 рубль". Смотрят. А мне копейка идет...
Мартынов открыл капот, и взорам открылось почти чудо: там размещался небольшой четырехцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением. На каждом цилиндре была отлита надпись "Г. Мартынов". Сомнений нет - двигатель само- дельный.
- Но как же вы ездите без документов?
- Инспектор остановит меня, начнет расспрашивать. Я все расскажу, как, что и почему. Ну и, если он с понятием, - отпускает. Один майор даже денег протянул: бери, дескать, отец, в дороге пригодятся. А уж мы как-нибудь обойдемся, выручит полосатая палка...
- А ночуете где?
- Здесь же, под плащ-палаткой. Иначе нельзя - украдут машину...
Все, кто слышал это, рассмеялись. Кто польстится на этот безумный, безумный экипаж?
Позднее в редакции журнала "Техника - молодежи" был сочинен, изготовлен и выдан умельцу весьма странный документ. Он гласил: "Всем, кого это касается. Предъявитель сего, народный умелец Глеб Вячеславович Мартынов, совершает научно-экспериментальный автопробег по стране. Цель этого мероприятия - психологическая: выяснить отношение народа к изобретателям. Просим оказывать экспериментатору посильную помощь в проведении автомобильного пробега со столь благородными целями".
Спустя два месяца в Центральную секцию любительского автоконструирования в Москве пришло письмо от Г. В. Мартынова. Он сообщал, что пробег его благополучно завершен - он вернулся в родной город. Лишь однажды пришлось воспользоваться выданным ему письмом. Где-то в дороге, в маленьком городке под Саратовом, остановил его молодой автоинспектор:
- Послушай, отец, у тебя здесь сплошные нарушения: без номеров, без документов, без денег и даже без бензина... Я вынужден тебя задержать.
Тут и был представлен "весьма серьезный документ". Работник ГАИ долго рассматривал бумагу, штамп редакции журнала, подпись В. Д. Захарченко.
- Научный, говоришь, пробег...
- Да, научный. Чай, написано...
- Ну, если научный, тогда езжай.
"Что касается народа - он изобретателей понимает и уважает. Могу подтвердить, на себе испытал", - закончил письмо Г. В. Мартынов.
История ТРЕТЬЯ
Изобретатель Глеб Вячеславович Мартынов был человеком азартным. Разрабатывая и самостоятельно изготавливая моторы оригинальной конструкции, он испытывал их на самодельных автомобилях. Причем автомобили, в отличие от двигателей, были весьма и весьма примитивны. Основным материалом для их изготовления служило дерево. И тому были веские причины.
В восточных городах базар имеет первостепенное значение, и Алма-Ата здесь не исключение. На базар Глеб Вячеславович всегда ездил только на своем самодельном автомобиле, внешность которого соответствовала семидесятым годам девятнадцатого века. Но это внешность, а весьма совершенный мотор обеспечивал "повозке из прошлого" совсем не древнюю динамику. И на обратном пути изобретателя уже поджидали местные джигиты на самых скоростных в те годы автомобилях - ГАЗ-24, "Москвич-412" и ВАЗ-2106. Гонки проходили тут же, на дороге, ведущей к базару, и крайне редко они заканчивались в пользу заводских конструкций. Очень часто соревнования прекращались местной ГАИ. Поскольку конструкции Мартынова не имели техпаспорта и номеров, их, как правило, арестовывали. Потом выяснялось, что они, ко всему прочему, не соответствуют действующим требованиям к самодельным автомобилям. Хозяину предписывалось тут же уничтожить плод его усилий и стараний. И он делал это прямо на глазах представителей власти - топором разбивал автомобиль.
Но каково же было удивление автоинспекции, когда в следующий базарный день Глеб Вячеславович снова был на базаре на самодельном автомобиле и снова участвовал в гонках "кто кого".
А чуда здесь никакого не было. Просто из заранее приготовленных деревянных заготовок всего за полдня сколачивался новый кузов. Никакой окраски или дополнительной обработки не требовалось, ведь его жизнь ограничивалась первым же взмахом полосатого жезла.
История ЧЕТВЕРТАЯ
Юрий Николаевич Хохульников однажды придумал маленькую, почти карманную амфибию. Сначала просто придумал, а потом взял и сделал ее. Вездеход получился на загляденье - пропорциональный, аккуратный, добротный. В общем, мечта рыболова и охотника. На бездорожье эта машина лезла везде: ну ни дать ни взять - маленький трактор. А вот как она плавает, все недосуг было проверить. Да и боязно было, а вдруг утонет? Но все же решились. Вечером после работы собралось нас человек пять-шесть, принесли бухту крепкого каната и выехали к маленькому озерцу. Здесь еще раз все проверили, крепко привязали канат и стали готовиться к первому заплыву.
Происходило это все в одном из излюбленных мест отдыха работников завода ОСВАР. Вот и в этот раз недалеко по берегу озера расположилась уже изрядно "подогретая" компания. Увидев наши приготовления и узнав, что должно здесь произойти, мужская часть отдыхающих вынесла не вполне трезвое, но твердое решение: "Зря вы все это делаете, железо не плавает. Утонет ваша машина, как пить дать - утонет. И не вытащите вы ее - здесь глубоко".
Спустя примерно час, после вполне удачного эксперимента, когда мы уже отмывали вездеход от налипшей на днище тины, за нашими спинами прозвучал еще более нетрезвый вердикт:
- Говорили же вам, только зря время теряете и бензин жжете. Ну не тонет она, хоть переверни ее - не тонет. Вам же сразу сказали, а вы нам не поверили.