Цитата из статьи Е.И. Прочко:
"Боковину крыла, состоящую из двух частей (из технологических соображений) имел только М–20 № 1, а № 2 и последующие — цельное крыло. Высота салона была увеличена (на самом деле было опущено на 55 мм заднее сидение) не в 1946 г., а в октябре 1948 г. Тогда же был «перекомпонован и модернизирован» глушитель. На самом деле он был полностью изменен с прямоточного на оборотный (тупиковый), с резонаторной камерой. А главное, изменилось его расположение в линии выпуска — переместился в переднюю горячую зону, что снизило его коррозионный износ и присущий первым «Победам» «треск».
Модернизация М–20 проводилась
с середины сентября по 1 ноября 1948 г. (никак не 1949 г.) после постановления СМ СССР от 30 августа 1948 г. о низком качестве машины и работы Госкомиссии под председательством академика Е. А. Чудакова. Тогда, кроме других мероприятий (установка карбюратора К–22А, нового реле-регулятора,
нового привода сцепления, иных рулевых тяг, увеличения
i0, герметизации салона, введения его отопления и принудительной вентиляции)"
И, наконец — не было никаких «серий» машин с «трехэтажной» облицовкой (только в пределах первых 23 наладочных выпуска 1946 г., собранных вручную).
В производство сразу пошла «двухэтажная» как менее трудоемкая и не менее красивая."
Очень жаль, что Евгений Игнатьевич ушел из жизни, как бы сейчас пригодилась его помощь... Одни вопросы... На эстонской М-20 1948 г. с № шасси 21** нашего коллеги Магнуса установлен ранний вариант привода сцепления (фото сделано самим Магнусом и публикуется с его разрешения):
Обратите внимание на то, что деталь 20-2802011-Б брызговик двигателя в каталогах уже с индексом "Б" и имеет чуть другую форму (фото с сайта А. Алексеенко):
Глушитель, вероятно, был перенесен в 1948 году где-то между № шасси 2000 и 3118, т.к. на моей машине (№ 3118) глушитель уже под передним пассажиром, но следы раннего размещения выхлопной трубы еще остались.