На эту тему первоисточник я не читал. Прошу прощения! Вариантов двигателей действительно четыре. Двигатель объёмом 1200 кубов (2101), блок серый, поршень диаметром 76мм, ход поршня 66мм, глубина цилиндра в блоке 132мм. низкий коленвал. Двигатель 1300 кубов,(21011), блок синий, поршень диаметром 79мм, ход поршня 66мм, глубина цилиндра в блоке 132мм, низкий коленвал. Двигатель 1500 кубов, (2103), блок серый, поршень диаметром 76мм, ход поршня 80мм, глубина цилиндра в блоке 145мм, высокий коленвал. Двигатель 1600 кубов (2106), блок синий, поршень диаметром 79мм, ход поршня 80мм, глубина цилиндра в блоке 145мм, высокий коленвал. Объём видно из огромных цифр отлитых вместе с блоком сбоку. Головка блока одинаковая для всех (21011) Получается, что ориентироваться по номеру на головке нет никакого смысла. Она одна ЕДИНСТВЕННАЯ. По цвету блока ориентироваться на диаметр цилиндра? И что из этого? Цвет серый, а коленвалы то разные! Ориентироваться то кто будет? Тот, кто "всунивает" поршни или тот, кто устанавливает коленвал? На двигатели 1200 и 1300 с низким коленвалом с плечом 66мм. можно установить высокий коленвал с плечом 80мм. Но в этом случае гайки шатунов задевают за стенки блока изнутри (спиливают край гайки). То, есть и нижняя часть блока разная у одноцветных блоков, да и верхняя часть блока не выглядит укороченной или удлинённой. Все четыре блока СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ! Делить на СБОРКЕ по цвету не имеет никакого смысла. Все блоки после отливки проходили процесс старения для нормализации внутренних напряжений в чугуне. Валялись где-нибудь на заводском дворе. Надо было красить наружную часть, чтоб ржавой не была и не сыпалось на станок. Ну, как у Победы. Время процесса нормализации для блоков 76 и 79 разные по причине отсутствия протоков между цилиндрами у двигателей 21011 и 2106. У них цилиндры выполнены "пакетом" целиковым, а на серых все цилиндры отдельно. Я считаю, что в этом дело и это единственная причина разного цвета. Очень удобно пользоваться цветовой дифференциацией штанов (Кин-дза-дза. Помните?). Ой! Простите! Даже маркировка новых шин различного цвета полосками на протекторе используется для удобства поиска марки и размера покрышки без поиска и разглядывания мелкого шрифта на борте этой самой покрышки. Это цветовой код видный в любом положении покрышки в куче. Я думаю, что с блоками именно так. С Уважением, Олег.