Проверка и регулировка зазоров между клапанами и толкателями
Зазоры между клапанами и толкателями следует проверять на холодном двигателе при
снятом газопроводе. Величина зазора для впускных клапанов должна быть 0,23 мм, для
выпускных 0,28 мм. На горячем двигателе эти зазоры соответственно равны 0,20 и 0,25 мм.
Зазор следует проверять в положении, когда толкатель полностью опущен. При этом надо
учитывать, что если в каком-нибудь цилиндре один толкатель полностью поднят, то второй
полностью опущен.
При регулировке зазоров надо выполнить следующие операции:
1) снять газопровод;
2) снять обе крышки клапанной коробки, стараясь не повредить прокладок;
3) привести часть толкателей в крайнее нижнее положение; для этого нужно повернуть
пусковой рукояткой коленчатый вал так, чтобы выпускной клапан первого цилиндра (первый
клапан, считая от вентилятора) был полностью открыт, а затем повернуть коленчатый вал
еще на пол-оборота;
4) проверить щупом толщиной 0,23 мм зазоры впускных клапанов второго и четвертого
цилиндров (третий и седьмой клапаны, считая от вентилятора) и щупом толщиной 0,28 мм
зазоры выпускных клапанов третьего и четвертого цилиндров (пятый и восьмой клапаны);
5) в том случае, если зазоры неправильные, удерживая толкатель ключом за имеющуюся
на нем лыску, отпустить контргайку регулировочного болта и, вращая регулировочный болт,
установить необходимый зазор;
6) затянуть контргайку и обязательно вновь проверить зазор; при неправильном зазоре
регулировку повторить;
7) для приведения остальных толкателей в крайнее нижнее положение повернуть
коленчатый вал на один полный оборот; проверить и, если необходимо, отрегулировать
зазоры впускных клапанов первого и третьего цилиндров (второй и шестой клапаны) и
выпускных клапанов первого и второго цилиндров (первый и четвертый клапаны) тем же
способом;
8) поставить на место крышки клапанной коробки и газопровод.
При регулировке толкателей ни в коем случае нельзя уменьшать зазоры против указанных
выше. Небольшое увеличение зазоров вызывает стуки, которые неприятны, но не опасны;
уменьшение зазоров может привести при большой нагрузке двигателя к неплотной посадке
клапанов на седла и, как следствие, к прогоранию их.
Это из книжки Липгпрта и Васермана. :wink: