Контрольный манометр даст примерно такой же ответ: на холостых оборотах (без нагрузки) 3,5-4 кг/см2, это я уже проходил и это вполне нормально. Разница между двумя замерами (1,5 и 4) всего в 100 об/мин объясняется линейной производительность исправного насоса, а точнее всего лишь начальной ее составляющей, ограниченной перепускным клапаном, не позволяющим развить давление более 4 кг/м2. Чуть ранее я уже писал, что у меня после капитальной переборки двигателя, в том числе и масляного насоса, в результате которого я отполировал его крышку и поставил калиброванную прокладку в 0,2 мм, давления масла стало на ХХ таким-же, т.е. 3,5-4 кг/м2. Отличие от "родного" давления в 1 кг/м2 скорее всего объясняется применением современного масла, несравнимо более вязкого, чем "родное". По крайнем мере, я перепробовал несколько современных масел от 5W30 до 20W50. Никакого влияния на давление это не оказало. Проблему решил подбором толщины прокладки по крышкой насоса. Предположение о забитости каналов системы смазки не выдерживает критики. Во-первых, давлением 4 кг/см2 любую пробку просто продавит; во-вторых "вода дырочку найдет" или "если где-то убудет, то в другом месте обязательно прибавиться", но относится это не к давлению, а скорости протекания жидкости (школьный курс физики, тема зависимость давления и скорость жидкости в различных по диаметру трубах). Дело в том, что давление в системе смазки определяется ТОЛЬКО масляным насосом. Как показала практика, износ двигателя практически на давление не влияет. Пример: на моей ВАЗ-2106 вырвало втулку вала вспомогательных механизмов, в результате чего масляный канал (около 5 мм в диаметре) оказался "висящим в воздухе", т.е. масло из него лилось широкой струей без всякого сопротивления. Общее давление в системе при 3000 об/мин упало с 3,5 до 2 кг/см2, а на ХХ было в норме, т.е. аварийная лампа давления масла не горела. Т.к. машина к тому времени пробежала около 180 т.км. без какого-либо ремонта, то я списал все на износ двигателя. При случае меняя прокладку поддона, я обнаружил в нем куски втулки, после замены которой давление опять пришло в норму, т.е. к тем же 3,5 кг/см2. Таким образом вся причина ТОЛЬКО в масляном насосе, а именно в возросшем его производительности. Для сомневающихся предлагаю ОПЫТ: снять ремонтный насос и поставить старый насос, ранее стоявший на этом двигателе, и если давление масла станет прежним (каким оно было до ремонта двигателя), то я оказался прав, если нет, то я, потупив взор, раскаюсь в своей ереси. Данный опыт не потребует больших затрат сил и времени (около 2 часов, если принять в затраты и время установки обратно нового насоса), однако позволит раз и навсегда поставить точку в этой теме. Кстати, менять весь насос и не требуется, достаточно со старого насоса снять крышку и прокладку и заменить их на новом, работы на полчаса.