Вот текст статьи:
ПО ТЕЛЕФОНУ ИЗ АВТОМОБИЛЯ
«Среди потока машин мчится по магистрали «Москвич». Машина идет быстро. Водитель ее торопится — впереди долгий путь на Большую Волгу, где уже должны ожидать его приятели-рыбаки. Но выехали ли они?
Водитель открыл крышку маленького ящичка на щитке приборов и, увидев перед собой круглый диск телефона, набрал нужный ему номер. Едва успел он повернуть маленький рычажок до отметки «разговор», как из репродуктора, встроенного в щиток, послышались длинные гудки и почти сразу женский голос:
— Алло! Я слушаю...
Водитель слегка приблизил голову к лобовому стеклу, в стойке которого виднелось забранное решеткой окошечко микрофона:
— Это я, Лидия Владимировна. Что, Василий выехал?.. Пошел в магазин? Попросите его позвонить мне...
Поворот ручки в обратном направлении — и в кабине снова тихо. А через несколько минут из громкоговорителя донесся высокий звук зуммерного вызова: из своей квартиры приятель-рыбак вызывал по телефону автомобиль, находившийся уже в десятке километров от Москвы.
Что это? Сказка? Глава из фантастического романа? Совсем нет. Телефон в автомобиле, по которому можно разговаривать на ходу с любым абонентом телефонной сети большого города, существует. Он сконструирован и построен молодым московским инженером Л. Куприяновичем.
Что же представляет собой этот интересный аппарат? Прежде всего надо сказать, что речь идет, конечно, не о простом, а о радиотелефоне. Сама идея радиотелефона не нова. Он давно используется для связи с отдаленными областями нашей страны. Но там «соединение» абонентов производят люди. Основная особенность нового устройства заключается в том, что радиотелефон может управлять работой автоматической телефонной станции.
Каждый, знакомый с принципом работы АТС, знает, что при наборе номера на диске телефона по проводам на телефонную станцию посылаются электрические импульсы. В зависимости от того, какую цифру вы набрали, на АТС поступает различное количество таких импульсов. Они и управляют сложнейшими приборами АТС, производящими соединение.
Инженер Л. Куприянович создал радиотелефон (ЛК-1), который посылает в эфир импульсы, соответствующие по длительности посылаемым обычным телефонным аппаратом. Отправленные из автомобиля сигналы принимаются небольшой автоматической телефонной радиостанцией (АТР), соединенной с обычным телефонным аппаратом, и направляются в линию. После того как соединение произошло, оба аппарата (АТР и ЛК-1) работают, как обычные радиостанции. Точно таким же образом происходит и вызов телефона, установленного в автомобиле. Сигнал вызова с АТС поступает не в звонок телефона, а в соединенный с ним радиоаппарат, который и передает его по эфиру в радиотелефон, установленный в автомобиле.
Радиотелефон работает на коротких волнах. Он имеет четыре частоты — для вызова, отбоя, передачи и приема. Радиотелефон невелик по размеру — он легко умещается в ящичке на щитке «Москвича» или «Победы», весит немногим больше 2 килограммов. Батареи питания устанавливаются внутри аппарата, их достаточно для непрерывного разговора в течение 20 — 30 часов. Кроме того, можно использовать и автомобильный аккумулятор. Мощности радиотелефона вполне достаточно для уверенной связи в радиусе до 20—30 километров.
Вначале, пока радиотелефонов еще немного, дополнительный радиоприбор устанавливается обычно около домашнего телефона автолюбителя. Но позднее, когда таких аппаратов будут тысячи, АТР лучше устанавливать непосредственно на телефонной станции. Тогда АТР уже будет работать не на один радиотелефон, а на сотни и тысячи. Причем все они не помешают друг другу, так как каждый из них будет иметь свою тональную частоту, заставляющую срабатывать на АТР свое реле. Сейчас для того чтобы вызвать телефон, находящийся в автомобиле, надо набрать номер того аппарата, около которого установлена АТР (т. е. практически номер домашнего телефона владельца автомобиля). Когда АТР будет помещаться на телефонной станции, каждый автомобильный телефон будет иметь свой особый телефонный номер.
Радиотелефон конструкции Л. Куприяновича уже сейчас под силу изготовить каждому опытному радиолюбителю. Схема его не очень сложна, детали, применяемые в аппаратах АТР и ЛК-1, выпускаются нашей промышленностью. При изготовлении собственными силами он обойдется не дороже среднего радиоприемника, а при массовом производстве даже дешевле его.
М. МЕЛЬГУНОВА.
На фото
Изобретатель автоматического радиотелефона инженер Л. Куприянович у своего аппарата.
Фото И. Гурбанова.