Пару недель назад на 21ру я опубликовал сообщение о доработке РР и родного гнератора на Победе. За эти пару недель ездил и тестировал, на всякий случай сообщу и здесь.
Итак, у меня на Победе родной генератор и РР-12Б.
Всё работало, на первый взгляд штатно, всё меня устраивало пока я не взял в руки вольтметр.
О, ужас!
1. В книге написано, что надо нагрузить родную бортовую сеть потребителями примерно на 10А и померять напряжение на клемме Б. Оно должно быть 13,5-14,5 вольт при оборотах 2-3 тысячи.
- этот пункт соответствует.
2. Без потребителей напряжение не должно превышать 15,5 вольт. Если оно больше, то "нужно снять с автомобиля реле-регулятор и отдать его в ремонт, даже не пытаясь его регулировать" (прям так и написано!). Регулировать разрешили, если это напряжение менее 15,5 вольт.
- и вот тут засада! Это напряжение 17 вольт, ток заряда батареи 11-12 ампер и в диапазоне 1,5...3 тысячи оборотов это более-менее стабильно и со временем огромный ток заряда батареи никогда не уменьшается!
Пружинка на регуляторе напряжения отрегулирована на самый минимум (минимум усилия, что соответствует минимальным напряжениям).
Я подумал, что сам регулятор напряжения вибрационного типа не работает. Поставив вольтметр на клемму Ш генератора я увидел максимальное "напряжение возбуждения" при оборотах менее 1200. В диапазоне 2-3 тысячи, а может и более 1,5 тысяч чётко вольтметром видно отрабатывание РН, напряжение на обмотке возбуждения сразу падает до 6 вольт и вибрирует. То есть всё работает.
Тогда я решил поиграться натяжением пружинки - это не помогло. Незаметна регулировка напряжения на батарее, после появления зарядки растёт до 17 вольт и так стабилизируется, и мне не удалось что-либо изменить натяжением пружинки.
Решил ослабить усилие в контакте РН, чтобы скважность импульсов вибрирования сдвинулась в сторону уменьшения тока возбуждения. Не увидел разницы.
С фарами обычное поведение родной схемы генератора, а вот без фар если ездить то явно будет перезаряд и выкипит батарея.
Поэтому, я просто взял и демонтировал одно из трёх реле (которые находятся в огромном чёрном корпусе РР-12Б. А именно РН. Оно находится прямо над клеммой Ш.
На освободившееся место я прикрутил и присоединил и подключил регулятор от ВАЗ-2106, которое с клеммами 67 и 15.
67 клемма посажена на клемму Ш и далее уходит на возбуждение генератора.
15 клемму нужно прикрутить на штатную клемму, откуда родной РН берёт ток (на схеме ниже) корпуса РР-12Б.
Далее, чтобы наш новый РН имел честную информацию о бортовом напряжении, нужно уменьшить СОПРОТИВЛЕНИЕ 1 ОМ, установленное внутри корпуса РР-12Б между ОТ и РОТ (на схеме ниже отмечено красным). Уменьшать до 0,1 Ома либо заменить на перемычку.
Регулятор купил новый, производства г.Калуга. Оно сейчас называется 121-3702-03 и имеет уменьшенный корпус.
Сверху после монтажа закрыл штатной крышкой от РР-12Б. Ограничитель тока и реле обратного тока замечательно работают и остались штатные, с 1955 года.
Всё это стало замечательно работать, на клемме Б стабильно 14 вольт. На самой батарее что-то около 13,7...13,8. Ток заряда в первый момент те же 12А, но потом уменьшается до 2, примерно. Теперь всё зависит от аппетита батареи. Теперь нет опасности вскипятить аккум.
При любой нагрузке. Хоть фары включай, хоть печку. Это при родном гене!
В общем, снаружи полностью сохранён оригинал, генератор и реле-регулятор.
Можно рекомендовать такую переделку и тем, у кого РР-24, но там места поменьше.
Зарядка начинается практически с холостых и зашкаливаний при дальнейшем увеличении оборотов нет.
Доволен, как слон.
Нужно помнить, то штатный РН берёт информацию с клеммы Я через сопротивление. Это ограничивает способность давать зарядку на низах. Наше электронное реле имеет более широкий диапазон возможностей, поэтому клемму 15 нужно без всяких сопротивлений прикрутить к клемме Я. Зарядка начнётся чуть раньше, чем в штатной схеме. И в то же время на более высоких оборотах перенапряжения не будет.