А моторчик-то ЖИВОЙ!!!
Эйс Вентура
Эйс Вентура
ТОЛКАТЕЛИ КЛАПАНОВ
Добрый день, уважаемые форумчане!
В настоящее время заканчиваю ремонт двигателя Победы. В связи с тем, что специалистов по таким двигателям почти не осталось, ремонт выполняется своими силами за исключением токарных работ. Несмотря на то, что есть достаточное число литературы, в процессе ремонта возникает множество вопросов, на которые иногда нет ответа. В процессе ремонта были заменены толкатели клапанов, как это выполнялось, и с каким инструментом было сделано, представлено ниже. Сразу оговорюсь, что мерительного инструмента в моем арсенале предостаточно, поэтому все замеры при ремонте двигателя проводил без проблем.
Замена толкателей и ремонт их посадочных гнезд, очень небольшой по времени, но достаточно ответственный процесс. Итак, приступим:
После снятия распределительного вала, толкатели вынимаем из блока, промываем в бензине и отправляем на промеры. Промеры проводим микрометром в двух поясах, в верхнем и нижнем, а также в двух направлениях.
Это необходимо, чтобы получить представление об износе, конусности и овальности. Что из этого получилось, можно увидеть на фото, учитывая, что овальности выявлено не было, оставляем замеры только верхнего и нижнего уровня. Выбираем максимальный износ из полученных промеров, и сравниваем с нормативными данными.
«Г.К.Шнейдер Ремонт двигателей автомобилей ГАЗ»:
Установлен повышенный износ стрежней толкателей 2,3,6,7,8. А также видна конусность, так например, на толкателе №8 до 0,08 мм. В связи с этим толкатели с повышенным износом заменяются новыми. Ранее был приобретен комплект толкателей 8 шт. от ГАЗ-52 каталожный номер 12-1007045 в сборе. Проведенными замерами установлено что, 3 толкателя диаметром 16,0 мм; а 5 толкателей диаметром 16,5 мм, причем маркировка на них отсутствует. Только на толкателях 16,5 мм на регулировочных болтах следы желтой краски.
Обратимся к справочным данным по толкателям ГАЗМ-20 и ГАЗ-52
Получается, что новые толкатели соответствуют 1 и 3 группе ремонта. Согласно замерам и информации толкатель ГАЗ-20М и ГАЗ-51 идентичны по высоте и строению, за исключением толщины стрежня. Были найдены еще 2 толкателя на 16,0 мм. Тем самым был собран необходимый комплект, 3 б/у и 5 новых.
Но прежде чем их установить, необходимо провести промеры гнезд толкателей нутромером на 16 мм и развернуть гнезда на необходимый размер регулируемой разверткой.
Как мерить гнезда можно увидеть на фото. Проводим замеры также в двух уровнях в нижнем и верхнем, а также в двух направлениях, для проверки конусности отверстия. Стоит помнить, что при замерах гнезд толкателей в блоке верх гнезда это низ толкателя и наоборот верх толкателя это низ гнезда толкателя. В связи с тем, что овальность тоже не выявлена, оставляем только замеры низ верх.
По результатам замеров получили цифры (считаем гнезда от передней части двигателя):
1 16,020/16,023
2 16,030/16,040
3 16,030/16,032
4 16,032/16,042
5 16,030/16,042
6 16,028/16,033
7 16,022/16,040
8 16,040/16,050
Номинальный размер гнезда толкателя считается 16,019 мм, но конусность установлена не более 0,01 мм. Ввиду этого гнезда 5,7 требуют правки по конусности. Правку гнезд будем производить регулируемой разверткой. Гнезда 1,3,6 имеют минимальный износ, в них будем устанавливать толкатели б/у. В гнезда 2,4,5,7,8 будут установлены новые толкатели.
Развертки свободно продаются в интернете по цене до 700 рублей, выбираем необходимый интервал, нам нужен размер от 15,25 до 17,25. Регулировку развертки производим по микрометру, причем увеличение диаметра развертки производится за счет вращения двух гаек и хвостовика.
После этой операции очищаем гнезда бензином, продуваем воздухом. Смазываем стержень толкателя маслом и вставляем в гнездо. Толкатель должен опуститься под своим весом, разворачиваем его на 1/3 и повторяем операцию, снова разворачиваем толкатель на 1/3 и повторяем операцию. Толкатель должен опускаться без заеданий, с поворотом в трех положениях. После первой операции у меня сели все толкатели за исключением № 5. Это гнездо пришлось развернуть на 16,045 мм. Проверяем поднятие и опускание всех толкателей, все процесс завершен. В книге «Г.К.Шнейдер Ремонт двигателей автомобилей ГАЗ» описывается процесс восстановления исходных параметров гнезд толкателя, при превышении износа сверх установленных параметров методом установки втулок, но это не мой случай, поэтому здесь приводить его не вижу смысла.
Последнее редактирование: