"У меня есть мысль и я её думаю" (с)
И думаю причём давольно давно. Сперва это была мысль о небольшом одиночном вояже. Но после закрытия личного сезона (привет товарищу Чеху ) Я решил что это мероприятие можно некоторым образом развести пожиже.
Конкретного плана нет, а суть идеи есть в том, что я хотел бы попробовать доехать до Смоленска по старой смоленской дороге.
Можайское шоссе от Одинцово до Бородино это лишь часть старинного Смоленского тракта. Далее дорога проходит по старым заброшенным и не очень деревням в три дома или теряется в лесах в виде грунтовок. Где-то дорога заасфальтирована вполне прилично, где-то местами, где-то возможно ещё можно встретить старинные мостовые. Дорога не одного мерта не проходит по трассе М-1 Минск. Ехать предлогаю не в этом году конечно же в следующим летом!
Немного о истории дороги:
"Одна из старейших смоленских дорог, возникновение которой относится к ХIV-ХV вв.
Вначале она была сухопутно-водной. Ее описывает австрийский посол С. Герберштейн в своих "Записках о Московитских делах" (Вена, 1557 г.).
В последующие годы дорога постепенно спрямляется и становится "прямоезжей". Контуры ее можно проследить по разрядным столбцам 1654 г., где описан Смоленский поход царя Алексея Михайловича с указанием мест ночлегов и расстояния между ними. Сведения о дороге даны в книгах А. Мейерберга "Путешествие в Московию" (1661 г.) и "Сказание Адольфа Лизека о посольстве в Россию" (1675 г.), а также в "Путевом дневнике" стольника П.А. Толстого, отправленного в 1697 г. из Москвы на учебу за границу.
К середине ХVIII в. дорога окончательно оформилась, была застолблена и оборудована почтовыми станциями и постоялыми дворами.
Старая Смоленская дорога на протяжении веков была кратчайшим сухопутным путем в Европу. В 1812 г. по ней отступали русские войска до Москвы, а затем шло преследование отступающей наполеоновской армии. Через 100 лет, в 1912 г., по ней состоялся крестный ход с иконой Смоленской Божьей Матери Одигитрии от Смоленска до Бородинского поля, повторивший путь Иконы с русскими войсками в 1812 г. Сохранилось описание маршрута с указанием всех населенных пунктов и расстояния между ними.
Дорога проходила по пяти уездам Смоленской губернии:
Смоленский уезд - Волчейка, Козино, Лубино, Лешино, Бредиха, Кузино, Любково, Слотово, Кунцево;
Духовщинский уезд - Пнева Слобода, Скрышево, Красная ель, Макеевская, Соловьево;
Дорогобужский уезд - Коровники, Челновая, Дубки, Михайловка, Быково, Гончарово, Усвятье, Хатычка, Шагирки, г.Дорогобуж, Кузяево, Митюшино, Благовещение, Болдин монастырь, Щербинино, Васино, Славково, Чеботово, Прудище, Зарубежи;
Вяземский уезд - Башуково, Лаптево, Станище, Семлево, Дягилево, Замарацские дворы, Ново-Троицкое, Поляново, Старое Поляново, Ечеистова Слобода, Юренево, Гулино, Лукьяново, г.Вязьма, Мясоедово (Гурки тож), Федоровское, Лежные дворы, Теплуха, Царево-Займище, Красная Слобода;
Гжатский уезд - Семешкино, Ломы, Колокольня, г.Гжатск, Ивашково, Старое, Поляниново, Жулево, Свистово, Дурыкино, Халево, Дровнино, Григорово, Дорофеевка.
Через две версты начинается Можайский уезд Московской губернии.
Общая протяженность более 250 верст.
В 1830-е гг. была сделана попытка шоссировать Старую Смоленскую дорогу, но из-за дороговизны и злоупотреблений подрядчиков шоссе было устроено только на участке Смоленск - Соловьево. Прошло оно не по старой дороге, а по указанию начальника путей сообщения генерала К.Ф. Толя через Гедеоновку, Сеньково, Кардымово и т.д.
С запада на восток она пересекает весь наш район. Начинается в Смоленске с улицы Дорогобужской, эта дорога идет на знаменитую Соловьеву переправу через Днепр. Возле деревни Михайловка входит на территорию Дорогобужского района.
Много исторических событий связано с этой старинной дорогой. По ней из Москвы в Смоленск (который в древности был пограничным городом) когда-то скакали с донесениями гонцы Ивана Грозного. Позднее, в начале XVII века по старой Смоленской дороге двигались на восток конные отряды польского короля Сигизмунда III. В начале XIX века в том же направлении шла 600-тысячная армия французского императора Наполеона. Особенно памятны дорогобужанам связанные с нею события Отечественной войны 1812 года.
Первый период войны для русских войск был крайне тяжелым, ввиду огромного численного превосходства французов. И после того, как наши две армии в начале августа соединились под Смоленском, они вынуждены были отступать. Движение французской армии сдерживал заслон из казачьих частей атамана Платова.
На территории Дорогобужского уезда после боя при деревне Михайловка (на старой Смоленской дороге) заслон русских войск отошел к селу Усвятье. В бою за это село казаки Платова не только сдерживали наступление французов, но и сами неоднократно переходили в контратаки. Бои при селе Усвятье дали возможность русским армиям в полном порядке отступить к Дорогобужу. Сюда же по старой Смоленской дороге с востока двигались отряды патриотов в Смоленское народное ополчение, сборным пунктом которого являлся наш город.
В этот труднейший период войны на старой Смоленской дороге активно действовали партизаны под командованием Ермолая Васильева. Они контролировали ее в западном направлении до Соловьевой переправы и к востоку до Гжатска (ныне Гагарина). Партизанские засады устраивались в Михайловке, Усвятье и других деревнях. Явившись величайшим испытанием для страны, Отечественная война 1812 года продемонстрировала несгибаемую силу духа русского народа.
После сражения под Вязьмой 22 октября, в котором французы потеряли убитыми и пленными более восьми тысяч человек, они вынуждены были отступить по старой Смоленской дороге к Дорогобужу. Утром 26 октября 1812 года на подступах к нему, на реке Осьме, они были атакованы войсками генерала М. А. Милорадовича и отступили к Дорогобужу. Здесь, прикрывая отступление Наполеона, маршал Ней укрепился на Соборном валу — господствующей над городом высоте, древнем городище. Но уже к полудню вал был взят штурмом русскими воинами. А французы по старой Смоленской дороге бежали дальше на запад от Дорогобужа. К ночи они были уже в Михайловке, где после кровопролитного боя более десяти тысяч захватчиков нашли себе могилу.
И в годы Великой Отечественной войны старая Смоленская дорога стала местом многих сражений с немецко-фашистскими захватчиками. Здесь в 1941—1942 годах совершали свой легендарный рейд по тылам врага народные мстители—партизаны полка "Тринадцать" Героя Советского Союза С. В. Гришина, Здесь же в деревне Болдино действовал отряд "Ураган", освободивший эту старинную русскую деревню от фашистов 29 января 1942 года. А в феврале 1942 года объединенные силы партизан "Ураган", "Дедушка" и других отрядов по Смоленской дороге штурмовали фашистов в Дорогобуже и освободили город и район, создав в тылу врага Дорогобужский партизанский край. Бои в Дорогобуже, Усвятье, Михайловке и других деревнях по старой Смоленской дороге.
Партизанские засады... Взрывы складов с боеприпасами и снаряжением — все это видела древняя Смоленская дорога, укрывая в окружающих лесах народных мстителей. По ней в 1942 году скакали конники гвардейского кавалерийского корпуса генерала П. А. Белова и рассредотачивались десантники Советской Армии, а в сентябре 1943 года советские воины окончательно освободили Дорогобуж от фашистских оккупантов."
Материал отсюда: http://magics-smolensk.narod.ru/road.htm
И ещё http://valuh.livejournal.com/42932.html
По названиям деревень через Яндекс-карты можно помстреть маршрут, правдо не всегда его можно точно определить, так как некоторых деревень уже и в памине нет. Я тут пытался проложить, но в хоршем мастабе не могу выложить:
И ещё есть вот такая карта.
И такая )
В общем преглашаю желающих ретроводов объеденится для увлекателньо поездки. В общем хотелось бы хотя бы одного двух в компанию, так и веселее и спокойнее. Причём хотелось бысименно ретроавтомобили, так как прежде всего иномарки особенно моноприводные на ухабах грунтовок могут прити в некоторую негодность. тем более тошнить 60-70 км/ч для водителей буржуйских автомобилей будет не очень комфортно. В тоже время желателены ГАз-69 и УАЗы (любые) желательны :lol: но в любом случае когда соберусь (или собирёмся) дата, место и время, будуи выложены на форуме, все желающие смогут присоедениться
Ни каких жёстких рамок по времени и пафосных возложений цветов. Где-то конечно будем делать привалы, осматривать развалены. К сожалению из-за неизвестности и непредсказуемости трассы, а так же из-за длинны маршрута более 400 км в один день ни как не уложимся. Я себе это представлю не менее чем в два дня, но в идеале три - день туда, день - перекур и на другой день уже быть дома.
Обратно можно ехать по М-1.
Кстати по пути будет что посмотреть, так как это старая дорога, там много всяких развалин церквей, страинных городов, говорят даже окопы сохравнились. А в самом Смоленске есть кремль
Немного ретро фото:
И как никогда кстати наступает 2012 год, 200 лет как по этой дороге обратно в Париж убегали Французы, пора и мне на историческую родину
Едиственная сложность для всех, это то, что я лично сам хочу, и всем рекомендую - ехать по фактической погоде. То есть назначать число за месяц, когда никто не может гарантировать тёмплую приятную погоду не желательно. Ибо там же грунтовки... и шашлык накроется... ну кому это надо? Я понимаю что у всех работа и дела, у меня с этим по проще, график посвободнее, да и вообще так или иначе всё решаемо. В любом случае если кто надумает сездить сам, не забудте поделиться впечатлениями
И думаю причём давольно давно. Сперва это была мысль о небольшом одиночном вояже. Но после закрытия личного сезона (привет товарищу Чеху ) Я решил что это мероприятие можно некоторым образом развести пожиже.
Конкретного плана нет, а суть идеи есть в том, что я хотел бы попробовать доехать до Смоленска по старой смоленской дороге.
Можайское шоссе от Одинцово до Бородино это лишь часть старинного Смоленского тракта. Далее дорога проходит по старым заброшенным и не очень деревням в три дома или теряется в лесах в виде грунтовок. Где-то дорога заасфальтирована вполне прилично, где-то местами, где-то возможно ещё можно встретить старинные мостовые. Дорога не одного мерта не проходит по трассе М-1 Минск. Ехать предлогаю не в этом году конечно же в следующим летом!
Немного о истории дороги:
"Одна из старейших смоленских дорог, возникновение которой относится к ХIV-ХV вв.
Вначале она была сухопутно-водной. Ее описывает австрийский посол С. Герберштейн в своих "Записках о Московитских делах" (Вена, 1557 г.).
В последующие годы дорога постепенно спрямляется и становится "прямоезжей". Контуры ее можно проследить по разрядным столбцам 1654 г., где описан Смоленский поход царя Алексея Михайловича с указанием мест ночлегов и расстояния между ними. Сведения о дороге даны в книгах А. Мейерберга "Путешествие в Московию" (1661 г.) и "Сказание Адольфа Лизека о посольстве в Россию" (1675 г.), а также в "Путевом дневнике" стольника П.А. Толстого, отправленного в 1697 г. из Москвы на учебу за границу.
К середине ХVIII в. дорога окончательно оформилась, была застолблена и оборудована почтовыми станциями и постоялыми дворами.
Старая Смоленская дорога на протяжении веков была кратчайшим сухопутным путем в Европу. В 1812 г. по ней отступали русские войска до Москвы, а затем шло преследование отступающей наполеоновской армии. Через 100 лет, в 1912 г., по ней состоялся крестный ход с иконой Смоленской Божьей Матери Одигитрии от Смоленска до Бородинского поля, повторивший путь Иконы с русскими войсками в 1812 г. Сохранилось описание маршрута с указанием всех населенных пунктов и расстояния между ними.
Дорога проходила по пяти уездам Смоленской губернии:
Смоленский уезд - Волчейка, Козино, Лубино, Лешино, Бредиха, Кузино, Любково, Слотово, Кунцево;
Духовщинский уезд - Пнева Слобода, Скрышево, Красная ель, Макеевская, Соловьево;
Дорогобужский уезд - Коровники, Челновая, Дубки, Михайловка, Быково, Гончарово, Усвятье, Хатычка, Шагирки, г.Дорогобуж, Кузяево, Митюшино, Благовещение, Болдин монастырь, Щербинино, Васино, Славково, Чеботово, Прудище, Зарубежи;
Вяземский уезд - Башуково, Лаптево, Станище, Семлево, Дягилево, Замарацские дворы, Ново-Троицкое, Поляново, Старое Поляново, Ечеистова Слобода, Юренево, Гулино, Лукьяново, г.Вязьма, Мясоедово (Гурки тож), Федоровское, Лежные дворы, Теплуха, Царево-Займище, Красная Слобода;
Гжатский уезд - Семешкино, Ломы, Колокольня, г.Гжатск, Ивашково, Старое, Поляниново, Жулево, Свистово, Дурыкино, Халево, Дровнино, Григорово, Дорофеевка.
Через две версты начинается Можайский уезд Московской губернии.
Общая протяженность более 250 верст.
В 1830-е гг. была сделана попытка шоссировать Старую Смоленскую дорогу, но из-за дороговизны и злоупотреблений подрядчиков шоссе было устроено только на участке Смоленск - Соловьево. Прошло оно не по старой дороге, а по указанию начальника путей сообщения генерала К.Ф. Толя через Гедеоновку, Сеньково, Кардымово и т.д.
С запада на восток она пересекает весь наш район. Начинается в Смоленске с улицы Дорогобужской, эта дорога идет на знаменитую Соловьеву переправу через Днепр. Возле деревни Михайловка входит на территорию Дорогобужского района.
Много исторических событий связано с этой старинной дорогой. По ней из Москвы в Смоленск (который в древности был пограничным городом) когда-то скакали с донесениями гонцы Ивана Грозного. Позднее, в начале XVII века по старой Смоленской дороге двигались на восток конные отряды польского короля Сигизмунда III. В начале XIX века в том же направлении шла 600-тысячная армия французского императора Наполеона. Особенно памятны дорогобужанам связанные с нею события Отечественной войны 1812 года.
Первый период войны для русских войск был крайне тяжелым, ввиду огромного численного превосходства французов. И после того, как наши две армии в начале августа соединились под Смоленском, они вынуждены были отступать. Движение французской армии сдерживал заслон из казачьих частей атамана Платова.
На территории Дорогобужского уезда после боя при деревне Михайловка (на старой Смоленской дороге) заслон русских войск отошел к селу Усвятье. В бою за это село казаки Платова не только сдерживали наступление французов, но и сами неоднократно переходили в контратаки. Бои при селе Усвятье дали возможность русским армиям в полном порядке отступить к Дорогобужу. Сюда же по старой Смоленской дороге с востока двигались отряды патриотов в Смоленское народное ополчение, сборным пунктом которого являлся наш город.
В этот труднейший период войны на старой Смоленской дороге активно действовали партизаны под командованием Ермолая Васильева. Они контролировали ее в западном направлении до Соловьевой переправы и к востоку до Гжатска (ныне Гагарина). Партизанские засады устраивались в Михайловке, Усвятье и других деревнях. Явившись величайшим испытанием для страны, Отечественная война 1812 года продемонстрировала несгибаемую силу духа русского народа.
После сражения под Вязьмой 22 октября, в котором французы потеряли убитыми и пленными более восьми тысяч человек, они вынуждены были отступить по старой Смоленской дороге к Дорогобужу. Утром 26 октября 1812 года на подступах к нему, на реке Осьме, они были атакованы войсками генерала М. А. Милорадовича и отступили к Дорогобужу. Здесь, прикрывая отступление Наполеона, маршал Ней укрепился на Соборном валу — господствующей над городом высоте, древнем городище. Но уже к полудню вал был взят штурмом русскими воинами. А французы по старой Смоленской дороге бежали дальше на запад от Дорогобужа. К ночи они были уже в Михайловке, где после кровопролитного боя более десяти тысяч захватчиков нашли себе могилу.
И в годы Великой Отечественной войны старая Смоленская дорога стала местом многих сражений с немецко-фашистскими захватчиками. Здесь в 1941—1942 годах совершали свой легендарный рейд по тылам врага народные мстители—партизаны полка "Тринадцать" Героя Советского Союза С. В. Гришина, Здесь же в деревне Болдино действовал отряд "Ураган", освободивший эту старинную русскую деревню от фашистов 29 января 1942 года. А в феврале 1942 года объединенные силы партизан "Ураган", "Дедушка" и других отрядов по Смоленской дороге штурмовали фашистов в Дорогобуже и освободили город и район, создав в тылу врага Дорогобужский партизанский край. Бои в Дорогобуже, Усвятье, Михайловке и других деревнях по старой Смоленской дороге.
Партизанские засады... Взрывы складов с боеприпасами и снаряжением — все это видела древняя Смоленская дорога, укрывая в окружающих лесах народных мстителей. По ней в 1942 году скакали конники гвардейского кавалерийского корпуса генерала П. А. Белова и рассредотачивались десантники Советской Армии, а в сентябре 1943 года советские воины окончательно освободили Дорогобуж от фашистских оккупантов."
Материал отсюда: http://magics-smolensk.narod.ru/road.htm
И ещё http://valuh.livejournal.com/42932.html
По названиям деревень через Яндекс-карты можно помстреть маршрут, правдо не всегда его можно точно определить, так как некоторых деревень уже и в памине нет. Я тут пытался проложить, но в хоршем мастабе не могу выложить:
И ещё есть вот такая карта.
И такая )
В общем преглашаю желающих ретроводов объеденится для увлекателньо поездки. В общем хотелось бы хотя бы одного двух в компанию, так и веселее и спокойнее. Причём хотелось бысименно ретроавтомобили, так как прежде всего иномарки особенно моноприводные на ухабах грунтовок могут прити в некоторую негодность. тем более тошнить 60-70 км/ч для водителей буржуйских автомобилей будет не очень комфортно. В тоже время желателены ГАз-69 и УАЗы (любые) желательны :lol: но в любом случае когда соберусь (или собирёмся) дата, место и время, будуи выложены на форуме, все желающие смогут присоедениться
Ни каких жёстких рамок по времени и пафосных возложений цветов. Где-то конечно будем делать привалы, осматривать развалены. К сожалению из-за неизвестности и непредсказуемости трассы, а так же из-за длинны маршрута более 400 км в один день ни как не уложимся. Я себе это представлю не менее чем в два дня, но в идеале три - день туда, день - перекур и на другой день уже быть дома.
Обратно можно ехать по М-1.
Кстати по пути будет что посмотреть, так как это старая дорога, там много всяких развалин церквей, страинных городов, говорят даже окопы сохравнились. А в самом Смоленске есть кремль
Немного ретро фото:
И как никогда кстати наступает 2012 год, 200 лет как по этой дороге обратно в Париж убегали Французы, пора и мне на историческую родину
Едиственная сложность для всех, это то, что я лично сам хочу, и всем рекомендую - ехать по фактической погоде. То есть назначать число за месяц, когда никто не может гарантировать тёмплую приятную погоду не желательно. Ибо там же грунтовки... и шашлык накроется... ну кому это надо? Я понимаю что у всех работа и дела, у меня с этим по проще, график посвободнее, да и вообще так или иначе всё решаемо. В любом случае если кто надумает сездить сам, не забудте поделиться впечатлениями