- Регистрация
- 17.05.2005
- Сообщения
- 7 494
- Оценка реакций
- 2 478
- Возраст
- 50
- Город
- Москва
- Сайт
- www.pobeda-club.ru
Ув. тов. El Gringo написал очень хороший текст для начинающих реставраторов. С позволения автора размещаю здесь, чтобы не потерялось.
Начну пожалуй с выводов о своем проекте. Думаю это будет полезно тем, кто выбирает или раздумывает о приобретении классического автомобиля или о реставрации.
Прежде всего, я рекомендую поездить на автомобиле до тотальной его разборки, это позволит зарядится эмоциями на долгий период капания с ним. В идеале покататься сезон, чтобы впечатлений было много. Потому что руки будут опускаться, ну практически у каждого. И что самое парадоксальное — чем ближе к концу работ, тем сильнее будет выбивать из седла каждая мелочь.
С моей точки зрения, есть несколько основных заблуждений:
Заблуждение номер один. Можно брать недорогой исходник, все равно все чинить Это заблуждение погубило многих и многие проекты. Дело в том, что даже очень хорошие с виду машины, как например Fleetwood ниже, требуют много внимания и затрат, если конечно мы говорим о реставрации или о качественном восстановлении. Но в отличии от дешевых и сильно разрушенных исходников, в хороших машинах не нужно разбираться в ремонтах прежних владельцев. Комплектность тоже крайне важна, потому что даже на распространенные машины типа ГАЗ 21 какую-то специфическую мелочь можно искать годами. Например потому, что она ни у кого не ломается и машину сдают в металл вместе с этими деталями. Так же есть позиции не поддающиеся нормальному ремонту. Поэтому машина должна быть максимально живой. Например на моей машине все железо осталось родным. Было много локальной сварки, но для машины которой больше 60 лет считаю этот результат просто отличным.
Заблуждение номер два Реставрация отечественной машины будет дешевле и проще На самом деле это не совсем так. Все зависит от версии машины. Например, ранние 24 до 72 года имеют целый букет редких деталей, которые найти очень сложно. Или знаменитые клепанные колесные диски на ранних 21х. И если комплектация сравнительно массовой машины без редких деталей, в теории будет проще и возможно дешевле, то остальные работы, не сильно зависят от страны производства автомобиля. Например кузовные работы и последующая окраска будут стоить столько же. С перетяжкой салона та же история.
Заблуждение номер три Машину можно сделать за 2-3 месяца. Тут конечно многое зависит от состояния исходника. Но как правило, если мы говорим о комплексной реставрации массового автомобиля, с условно доступными запчастями, вам все равно потребуется не меньше 2-3 лет. Мне очень нравится расчет работ не в годах а в часах работы. Реставрация это минимум 12 000 часов работы. Т.е. если заниматься машиной каждый день по 8 часов без выходных потребуется около 4 лет труда. И это только ремонт средней сложности, без стапеля, глобальной сварки и без учета времени поиска дефицитных позиций и информации.
Заблуждение четыре Новодельные запчасти Стоит немного порыться в сети и можно увидеть множество магазинов, которые предлагают запчасти современного производства. Тут стоит заметить, что на отечественную технику все это начало появляться сравнительно недавно, наверное лет десять назад, на импортную технику индустрия появилась сильно раньше. Но штука в том, что многие запчасти, позиционирующиеся как полная замена родных деталей по факту таковыми не являются. Многие детали не соответствуют по геометрии или по внешнему виду (фактура, текстура и т.п.). Т.е. купив такую деталь можно потратить очень много времени на подгонку и установку ее на место. При этом соотношение цена/качество не всегда показательно. Если же говорить о сохранных деталях, то в случае с отечественной техникой это очень большая лотерея. Есть мнение, что детали поставлявшиеся в качестве запчастей не проходили ОТК на основной конвейер. Отчасти это верно. А в смутные времена позднего СССР появилось еще множество кооперативов, которые как-то делали детали, хотя бы внешне похожие на оригинал. Помню как-то раз мы с другом купили дверь на Москвич 2140, которая оказалась на 10 см! короче. Если говорить о хромированных или пластиковых деталях, то есть шанс что спустя непродолжительное время они начнут деградировать. Хром покроется жучками, а органический пластик начнет разлагаться. Поэтому по возможности, лучше восстанавливать детали, которые есть на автомобиле или изучив отзывы коллег по несчастью выбирать только проверенные варианты. Лично я на Волгу покупал новую проводку, вернее ее делали по моему заказу из новых проводов нужного цвета и сечения. Я покупал новый пластик салона, тоже по рекомендации. Но при этом все навесное оборудование и радиаторы я предпочел восстановить.
Немного мыслей и выводов после моего проекта.
Поиск объекта реставрации я бы начал с изучения форумов, книг и фотографий по интересующей машине. С появлением понимания, как же с завода должен выглядеть автомобиль можно выбрать несколько объявлений о продаже и поиграть в "Tyre kicker", приехать и посмотреть и прокатится на достойном экземпляре, чтобы понять устраивает вас конечный вариант или нет. Например, мне не очень комфортно долго ехать за рулем 21 Волги, я много на них ездил и знал об этой проблеме, знал и о способах решения, практически без внешних изменений, но все равно оставил все как было с завода. Я не планирую ездить на этой машине каждый день.
После этого стоит понять основные слабые места машины, болячки и главное специфические детали, характерные именно для этой машины. Нужно хотя бы примерно понимать стоимость работ и наличие деталей именно по кузову и механической части. Обычно кузовной ремонт стоит дороже ремонта двигателя и подвески. С точки зрения временных затрат то же самое. Поэтому, на примере 21 Волги, если есть выбор между идеальной по технике гнилой машиной и убитой по технике, но с живым кузовом я бы выбрал последнюю. Обычно правда бывает, что если машина умерла по технике, то и по кузову ей тоже плохо
Чем лучше комплектность автомобиля, тем лучше и проще будет процесс сборки. Старые машины не слишком технологичны в большинстве своем и многое поддается ремонту. Если это есть на машине. Например на моей машине была полностью комплектна и работоспособна система ЦСС (централизованная система смазки) и это существенно упростило комплектацию автомобиля. В принципе у меня была почти идеальная комплектность. Не было ранней помпы, колесные диски были обычными, да и пожалуй все. И это существенно упростило работу.
Планирование. После покупки машины, я бы рекомендовал проездить на ней хотя бы сезон. Чтобы понять, нравится, не нравится. А заодно определится с состоянием автомобиля и планом работ. Я бы рекомендовал выписать в столбик список работ по машине слева и в масштабе нарисовать горизонтальные стрелочки от каждого пункта, где длина стрелки равна количеству затрачиваемого времени. Допустим 1 см, это одна неделя. Нарисовав такую схему вы сможете примерно понимать сколько времени займет тот или иной этап работ. Какие работы можно делать параллельно. Это позволит оптимизировать время и затраты. И наглядно отслеживать состояние проекта. Например на Волге кузовные элементы, стекла и хром лучше всего подходят к машине на которой они установлены, есть много новодельных деталей которые просто не подходят к автомобилю. При кузовном ремонте можно осуществить подгонку, что-то подпилить, что-то нарастить и т.д. На открашенном кузове такое попросту невозможно. Поэтому дефектовку автомобиля лучше всего начинать именно с кузовных и сопрягаемых деталей. Пока идет кузовной ремонт можно делать салон и механику, тем самым оптимизировать процесс.
Дефектовка. Чем более подробно вы исследуете состояние всех узлов автомобиля, тем проще и беспроблемнее будет финальная сборка. Обычно во всяких автошоу вам показывают только конечный результат, мол вот ржавая развалюха, вот мы купили новые детали поставили их и через 20 минут вы смотрите красивую картинку "было/стало". В жизни все немного сложнее. Лучше не пожалеть времени на осмотр и дефектовку всех узлов и составить список того, что будет ремонтироваться, а что подлежит замене. Дальше составить список того, что нужно купить и так же запланировать время на восстановление деталей и включить это в мастер план работ. Чтобы не было простоя кузовных работ из-за того, что крепеж не приехал из гальваники например. Лично у меня многое пошло не по плану и из-за этого процесс финальной сборки ощутимо затянулся. Например трапеция дворников до сих пор работает довольно своеобразно и судя по всему в межсезонье мне опять придется разбирать половину салона чтобы снять и что-то с ней сделать.
Распределение труда. Рекомендую не обольщаться роликами, где два человека делают машину за 20 минут буквально в гараже. Картинка и реальный результат наверняка будут разными. Я знал нескольких людей, которые могли собрать машину от и до своими руками, но в целом их результат был ну на 3-4 из 5. Нужно понимать что в стандартном гараже, без специального оборудования все эти ремонты обычно заканчиваются унынием или волевым решением "И так сойдет". Поэтому я бы рассчитывал на привлечение специалистов к каким-то работам. Например нелепо красить и варить кузов в стандартном гараже это банально неудобно. Перешивать салон дома тоже так себе история. Перебрать ходовую или двигатель, действительно можно в гараже, но получить машину выставочного уровня будет крайне сложно.
Бюджет. Тут многое зависит от везенья, знакомств и понимания стоимости. Важно перед началом разбора машины выписать на бумажку стоимость деталей и ремонта по позициям и заложить хотя бы 20-30 процентов сверху, чтобы просто понять вершину айсберга. Так же важно понимать когда и в какой момент вам потребуется та или иная сумма.
Вот такие у меня возникли мысли после проекта.
Начну пожалуй с выводов о своем проекте. Думаю это будет полезно тем, кто выбирает или раздумывает о приобретении классического автомобиля или о реставрации.
Прежде всего, я рекомендую поездить на автомобиле до тотальной его разборки, это позволит зарядится эмоциями на долгий период капания с ним. В идеале покататься сезон, чтобы впечатлений было много. Потому что руки будут опускаться, ну практически у каждого. И что самое парадоксальное — чем ближе к концу работ, тем сильнее будет выбивать из седла каждая мелочь.
С моей точки зрения, есть несколько основных заблуждений:
Заблуждение номер один. Можно брать недорогой исходник, все равно все чинить Это заблуждение погубило многих и многие проекты. Дело в том, что даже очень хорошие с виду машины, как например Fleetwood ниже, требуют много внимания и затрат, если конечно мы говорим о реставрации или о качественном восстановлении. Но в отличии от дешевых и сильно разрушенных исходников, в хороших машинах не нужно разбираться в ремонтах прежних владельцев. Комплектность тоже крайне важна, потому что даже на распространенные машины типа ГАЗ 21 какую-то специфическую мелочь можно искать годами. Например потому, что она ни у кого не ломается и машину сдают в металл вместе с этими деталями. Так же есть позиции не поддающиеся нормальному ремонту. Поэтому машина должна быть максимально живой. Например на моей машине все железо осталось родным. Было много локальной сварки, но для машины которой больше 60 лет считаю этот результат просто отличным.
Заблуждение номер два Реставрация отечественной машины будет дешевле и проще На самом деле это не совсем так. Все зависит от версии машины. Например, ранние 24 до 72 года имеют целый букет редких деталей, которые найти очень сложно. Или знаменитые клепанные колесные диски на ранних 21х. И если комплектация сравнительно массовой машины без редких деталей, в теории будет проще и возможно дешевле, то остальные работы, не сильно зависят от страны производства автомобиля. Например кузовные работы и последующая окраска будут стоить столько же. С перетяжкой салона та же история.
Заблуждение номер три Машину можно сделать за 2-3 месяца. Тут конечно многое зависит от состояния исходника. Но как правило, если мы говорим о комплексной реставрации массового автомобиля, с условно доступными запчастями, вам все равно потребуется не меньше 2-3 лет. Мне очень нравится расчет работ не в годах а в часах работы. Реставрация это минимум 12 000 часов работы. Т.е. если заниматься машиной каждый день по 8 часов без выходных потребуется около 4 лет труда. И это только ремонт средней сложности, без стапеля, глобальной сварки и без учета времени поиска дефицитных позиций и информации.
Заблуждение четыре Новодельные запчасти Стоит немного порыться в сети и можно увидеть множество магазинов, которые предлагают запчасти современного производства. Тут стоит заметить, что на отечественную технику все это начало появляться сравнительно недавно, наверное лет десять назад, на импортную технику индустрия появилась сильно раньше. Но штука в том, что многие запчасти, позиционирующиеся как полная замена родных деталей по факту таковыми не являются. Многие детали не соответствуют по геометрии или по внешнему виду (фактура, текстура и т.п.). Т.е. купив такую деталь можно потратить очень много времени на подгонку и установку ее на место. При этом соотношение цена/качество не всегда показательно. Если же говорить о сохранных деталях, то в случае с отечественной техникой это очень большая лотерея. Есть мнение, что детали поставлявшиеся в качестве запчастей не проходили ОТК на основной конвейер. Отчасти это верно. А в смутные времена позднего СССР появилось еще множество кооперативов, которые как-то делали детали, хотя бы внешне похожие на оригинал. Помню как-то раз мы с другом купили дверь на Москвич 2140, которая оказалась на 10 см! короче. Если говорить о хромированных или пластиковых деталях, то есть шанс что спустя непродолжительное время они начнут деградировать. Хром покроется жучками, а органический пластик начнет разлагаться. Поэтому по возможности, лучше восстанавливать детали, которые есть на автомобиле или изучив отзывы коллег по несчастью выбирать только проверенные варианты. Лично я на Волгу покупал новую проводку, вернее ее делали по моему заказу из новых проводов нужного цвета и сечения. Я покупал новый пластик салона, тоже по рекомендации. Но при этом все навесное оборудование и радиаторы я предпочел восстановить.
Немного мыслей и выводов после моего проекта.
Поиск объекта реставрации я бы начал с изучения форумов, книг и фотографий по интересующей машине. С появлением понимания, как же с завода должен выглядеть автомобиль можно выбрать несколько объявлений о продаже и поиграть в "Tyre kicker", приехать и посмотреть и прокатится на достойном экземпляре, чтобы понять устраивает вас конечный вариант или нет. Например, мне не очень комфортно долго ехать за рулем 21 Волги, я много на них ездил и знал об этой проблеме, знал и о способах решения, практически без внешних изменений, но все равно оставил все как было с завода. Я не планирую ездить на этой машине каждый день.
После этого стоит понять основные слабые места машины, болячки и главное специфические детали, характерные именно для этой машины. Нужно хотя бы примерно понимать стоимость работ и наличие деталей именно по кузову и механической части. Обычно кузовной ремонт стоит дороже ремонта двигателя и подвески. С точки зрения временных затрат то же самое. Поэтому, на примере 21 Волги, если есть выбор между идеальной по технике гнилой машиной и убитой по технике, но с живым кузовом я бы выбрал последнюю. Обычно правда бывает, что если машина умерла по технике, то и по кузову ей тоже плохо
Чем лучше комплектность автомобиля, тем лучше и проще будет процесс сборки. Старые машины не слишком технологичны в большинстве своем и многое поддается ремонту. Если это есть на машине. Например на моей машине была полностью комплектна и работоспособна система ЦСС (централизованная система смазки) и это существенно упростило комплектацию автомобиля. В принципе у меня была почти идеальная комплектность. Не было ранней помпы, колесные диски были обычными, да и пожалуй все. И это существенно упростило работу.
Планирование. После покупки машины, я бы рекомендовал проездить на ней хотя бы сезон. Чтобы понять, нравится, не нравится. А заодно определится с состоянием автомобиля и планом работ. Я бы рекомендовал выписать в столбик список работ по машине слева и в масштабе нарисовать горизонтальные стрелочки от каждого пункта, где длина стрелки равна количеству затрачиваемого времени. Допустим 1 см, это одна неделя. Нарисовав такую схему вы сможете примерно понимать сколько времени займет тот или иной этап работ. Какие работы можно делать параллельно. Это позволит оптимизировать время и затраты. И наглядно отслеживать состояние проекта. Например на Волге кузовные элементы, стекла и хром лучше всего подходят к машине на которой они установлены, есть много новодельных деталей которые просто не подходят к автомобилю. При кузовном ремонте можно осуществить подгонку, что-то подпилить, что-то нарастить и т.д. На открашенном кузове такое попросту невозможно. Поэтому дефектовку автомобиля лучше всего начинать именно с кузовных и сопрягаемых деталей. Пока идет кузовной ремонт можно делать салон и механику, тем самым оптимизировать процесс.
Дефектовка. Чем более подробно вы исследуете состояние всех узлов автомобиля, тем проще и беспроблемнее будет финальная сборка. Обычно во всяких автошоу вам показывают только конечный результат, мол вот ржавая развалюха, вот мы купили новые детали поставили их и через 20 минут вы смотрите красивую картинку "было/стало". В жизни все немного сложнее. Лучше не пожалеть времени на осмотр и дефектовку всех узлов и составить список того, что будет ремонтироваться, а что подлежит замене. Дальше составить список того, что нужно купить и так же запланировать время на восстановление деталей и включить это в мастер план работ. Чтобы не было простоя кузовных работ из-за того, что крепеж не приехал из гальваники например. Лично у меня многое пошло не по плану и из-за этого процесс финальной сборки ощутимо затянулся. Например трапеция дворников до сих пор работает довольно своеобразно и судя по всему в межсезонье мне опять придется разбирать половину салона чтобы снять и что-то с ней сделать.
Распределение труда. Рекомендую не обольщаться роликами, где два человека делают машину за 20 минут буквально в гараже. Картинка и реальный результат наверняка будут разными. Я знал нескольких людей, которые могли собрать машину от и до своими руками, но в целом их результат был ну на 3-4 из 5. Нужно понимать что в стандартном гараже, без специального оборудования все эти ремонты обычно заканчиваются унынием или волевым решением "И так сойдет". Поэтому я бы рассчитывал на привлечение специалистов к каким-то работам. Например нелепо красить и варить кузов в стандартном гараже это банально неудобно. Перешивать салон дома тоже так себе история. Перебрать ходовую или двигатель, действительно можно в гараже, но получить машину выставочного уровня будет крайне сложно.
Бюджет. Тут многое зависит от везенья, знакомств и понимания стоимости. Важно перед началом разбора машины выписать на бумажку стоимость деталей и ремонта по позициям и заложить хотя бы 20-30 процентов сверху, чтобы просто понять вершину айсберга. Так же важно понимать когда и в какой момент вам потребуется та или иная сумма.
Вот такие у меня возникли мысли после проекта.