Ленюсь делать пошаговые DIY, поэтому одна фотка с телефона для привлечения внимания.
Нет сил на словесные кружева, поэтому на сей раз без особой литературы.
Все наслышаны про то, что запчасти на наши машин не самого высокого качества, поставив новый масляный насос, вполне ожиданным может быть то, что через какое то время давление упадёт до уровня старого насоса.
У меня дважды на двух моторах после переборки падало давление масла на запредельно низкий для нового двигателя уровень, на это жалуются порой и другие победоводы, для бывалых мотористов это не секрет.
Собственно я не знаю насколько дело тут в насосе (помятую новую болячку моего двигателя) и тем не менее, следуя по намеченному ещё в прошлом году генеральному плану, решил разобраться в этой чертовщине.
Итак, купил давеча насос, с военного склада (бл...ть, как же продавцы этого говна любят такие истории втирать), он был с консервационной смазки и выглядел бодро. После того как я отмыл всё тщательно бензином, и промерял зазоры, я не расстроился так как ожидал увидеть то что увидел.
Вот нормальные зазоры на которые стоит ориентироваться при дефектовке насоса.
- зазор между стенкой и зубьями шестерни 0,15-0,25 мм
- между зубьями шестерён в центральном положении 0,15 - 0,25 мм
- между торцом шестерни и крышкой не более 0,2 мм.
Зазор по шестерням в 0,25 считается критическим... и куда деваться когда для запчастного насоса это прям неизбежно?
Собственно цифры в источниках в сети немного разнятся, но на это можно ориентироваться.
А теперь самое интересно, для чего вообще там зазоры? Ведь чем меньше зазоров тем больше производительность. Я так думаю что какие-то зазоры должны быть чтобы компенсировать тепловой расширение, и это логично, тем более что молекулы масла относительно крупные и при совсем прецизионной сборке такой насос может давать повышенное сопротивление.
Вторая причина зазоров в насосе, а в случае с нашими насосами скорее первая - это технологически удобные для производства и монтажа допуски.
В общем это была присказка, сказка впереди. В моём военно-запчастном насосе при осмотре оказалось следующее: одна шестерня имеет зазор с корпусом по верхнему нормы, зазор между второй шестерней и корпусом был увеличен. Между шестернями зазор тоже был увеличен.
В общем как я понял, и теперь почти в этом не сомневаюсь, никто не следил за точностью обработки корпусов. РМЦ колодцев для шестерен может быт немного нарушено как в одну так и в другую сторону, как и диаметр этих колодцев. Шестерни видимо набирались из мешка "какая встанет", что характерно вершинки зубчиков имеют различную толщину, что свидетельствует о нарушенной центровке шестерён, а это приводит к тому, что в каком-то положении зазоры будут меньше а в каком то больше, после поворота ситуация развернётся на 180 градусов... Собрать такой насос точно с зазорами по нижнему полю допуска практически невозможно, тут уж выйти бы на 0,25.
В общем пришлось разобрать несколько насосов, и подобрать шестерни таким образом чтобы они сидели в своих колодцах довольно плотно, но ничего не задевали. Одну шестерню которая немного цепляла но подходила лучше других, пришлось подтачивать на стекле на мелкой шкурке, аккуратно проводя вершинками зубцов на которых била видна блестящая кромка от задевания.
Так же решил немного прошлифовать на шкурке крышку насоса, казалось бы зачем? Но нет, во-первых там были следы от фрезеровки, не глубокие но довольно не приятные, во -вторых крышка оказалось немного выгнутой наружу, что тоже не очень хорошо.
Далее я собрал насос без прокладки но не затягивал, а покрутил немного за вал дрелью чтобы торцевые поверхности шестерён немного прижались к крышке. Крышку и шестерни надо смазать маслом чтобы не было задиров и перегрева, а крышку слегка прижимать пальцами к шестерням. После надо разобрать и осмотреть крышку и шестерни, если обе шестерни отпечатались с одинаковой интенсивностью, хорошо, если только одна, её надо торцевать на шкурке и всё повторять заново. Не стоит пытаться добиваться чтобы от шестерен оставалось два безупречно круглых пятна контакта, шестерни при работе немного отгибаются в разные стороны и оставляют рисунок из двух полуокружностей направленных в разные стороны типа буквы S.
Далее всё надо собрать с прокладкой и подёргать за приводной вал вверх-вниз, чтоб понять какой зазор между торцами шестерни крышкой и корпуса. Это конечно можно замерять про помощи поверочной линейки и щупа но я решил сделать тактильно. В моём случае зазор был в приделах - дохрена. И я всё разобрал, выбил ось ведомой шестерни и притерал корпус насоса, пару раз пришлось всё собрать пока я не понял, что зазор меня устраивает, зазор получился совсем небольшой, но его можно почувствовать рукой перемещая вал, но щелчки уже не слышно - это хороший показатель.
Чтобы быть уверенным насос не заклинит от теплового расширения при нагреве, я погрузил его в кастрюлю со святой водой и некоторое время кипятил проворачивая вал, как я и предполагая осевое перемешенные при 100 градусах практически ушло, но вал крутилсо свободно, я считаю это лучшим результатом. Да и надо обязательно сразу после варки всё разобрать и просушить.
В итоге после всех изысканий зазор между стенками и шестернями получился 0,15-0,20, так как шестерни не центрированы, и между шестернями 0,20-0,25 - это очень плохо, но немного лучше чем было.
Сами главный вопрос который я пока не решил это как зафиксировать шестерню на приводном валу. Ведомая и ведущая шестерни, надо отметить, абсолютно идентичны. Шестерня на ведомый вал находит с натягом, который варьируется в зависимости от точности изготовления, но обычно очень приличный. Далее в середине шестерни есть отверстие через которое по месту сверлится вал и забивается штифт, но не простой а с мелким шлицем, это сделано для того чтобы исключить выпадение штифта... такого штифта у меня конечно же нет, вот думаю или вообще так оставить только на посадке или что-то придумывать. Если есть идеи делитесь.
П.с.
Не знаю видно или нет, но на этом насосе отверстия под болты крепления крышки просверлены со смещение по оси на несколько градусов, я сперва думал крышка кривая, а это дырки... как!!!??? И в ушах под крепление насоса тоже отверстия провёрнуты, видимо всё сверлилось в один проход по кондуктору... по кондуктору Карл! По кондуктору!!!
Нет сил на словесные кружева, поэтому на сей раз без особой литературы.
Все наслышаны про то, что запчасти на наши машин не самого высокого качества, поставив новый масляный насос, вполне ожиданным может быть то, что через какое то время давление упадёт до уровня старого насоса.
У меня дважды на двух моторах после переборки падало давление масла на запредельно низкий для нового двигателя уровень, на это жалуются порой и другие победоводы, для бывалых мотористов это не секрет.
Собственно я не знаю насколько дело тут в насосе (помятую новую болячку моего двигателя) и тем не менее, следуя по намеченному ещё в прошлом году генеральному плану, решил разобраться в этой чертовщине.
Итак, купил давеча насос, с военного склада (бл...ть, как же продавцы этого говна любят такие истории втирать), он был с консервационной смазки и выглядел бодро. После того как я отмыл всё тщательно бензином, и промерял зазоры, я не расстроился так как ожидал увидеть то что увидел.
Вот нормальные зазоры на которые стоит ориентироваться при дефектовке насоса.
- зазор между стенкой и зубьями шестерни 0,15-0,25 мм
- между зубьями шестерён в центральном положении 0,15 - 0,25 мм
- между торцом шестерни и крышкой не более 0,2 мм.
Зазор по шестерням в 0,25 считается критическим... и куда деваться когда для запчастного насоса это прям неизбежно?
Собственно цифры в источниках в сети немного разнятся, но на это можно ориентироваться.
А теперь самое интересно, для чего вообще там зазоры? Ведь чем меньше зазоров тем больше производительность. Я так думаю что какие-то зазоры должны быть чтобы компенсировать тепловой расширение, и это логично, тем более что молекулы масла относительно крупные и при совсем прецизионной сборке такой насос может давать повышенное сопротивление.
Вторая причина зазоров в насосе, а в случае с нашими насосами скорее первая - это технологически удобные для производства и монтажа допуски.
В общем это была присказка, сказка впереди. В моём военно-запчастном насосе при осмотре оказалось следующее: одна шестерня имеет зазор с корпусом по верхнему нормы, зазор между второй шестерней и корпусом был увеличен. Между шестернями зазор тоже был увеличен.
В общем как я понял, и теперь почти в этом не сомневаюсь, никто не следил за точностью обработки корпусов. РМЦ колодцев для шестерен может быт немного нарушено как в одну так и в другую сторону, как и диаметр этих колодцев. Шестерни видимо набирались из мешка "какая встанет", что характерно вершинки зубчиков имеют различную толщину, что свидетельствует о нарушенной центровке шестерён, а это приводит к тому, что в каком-то положении зазоры будут меньше а в каком то больше, после поворота ситуация развернётся на 180 градусов... Собрать такой насос точно с зазорами по нижнему полю допуска практически невозможно, тут уж выйти бы на 0,25.
В общем пришлось разобрать несколько насосов, и подобрать шестерни таким образом чтобы они сидели в своих колодцах довольно плотно, но ничего не задевали. Одну шестерню которая немного цепляла но подходила лучше других, пришлось подтачивать на стекле на мелкой шкурке, аккуратно проводя вершинками зубцов на которых била видна блестящая кромка от задевания.
Так же решил немного прошлифовать на шкурке крышку насоса, казалось бы зачем? Но нет, во-первых там были следы от фрезеровки, не глубокие но довольно не приятные, во -вторых крышка оказалось немного выгнутой наружу, что тоже не очень хорошо.
Далее я собрал насос без прокладки но не затягивал, а покрутил немного за вал дрелью чтобы торцевые поверхности шестерён немного прижались к крышке. Крышку и шестерни надо смазать маслом чтобы не было задиров и перегрева, а крышку слегка прижимать пальцами к шестерням. После надо разобрать и осмотреть крышку и шестерни, если обе шестерни отпечатались с одинаковой интенсивностью, хорошо, если только одна, её надо торцевать на шкурке и всё повторять заново. Не стоит пытаться добиваться чтобы от шестерен оставалось два безупречно круглых пятна контакта, шестерни при работе немного отгибаются в разные стороны и оставляют рисунок из двух полуокружностей направленных в разные стороны типа буквы S.
Далее всё надо собрать с прокладкой и подёргать за приводной вал вверх-вниз, чтоб понять какой зазор между торцами шестерни крышкой и корпуса. Это конечно можно замерять про помощи поверочной линейки и щупа но я решил сделать тактильно. В моём случае зазор был в приделах - дохрена. И я всё разобрал, выбил ось ведомой шестерни и притерал корпус насоса, пару раз пришлось всё собрать пока я не понял, что зазор меня устраивает, зазор получился совсем небольшой, но его можно почувствовать рукой перемещая вал, но щелчки уже не слышно - это хороший показатель.
Чтобы быть уверенным насос не заклинит от теплового расширения при нагреве, я погрузил его в кастрюлю со святой водой и некоторое время кипятил проворачивая вал, как я и предполагая осевое перемешенные при 100 градусах практически ушло, но вал крутилсо свободно, я считаю это лучшим результатом. Да и надо обязательно сразу после варки всё разобрать и просушить.
В итоге после всех изысканий зазор между стенками и шестернями получился 0,15-0,20, так как шестерни не центрированы, и между шестернями 0,20-0,25 - это очень плохо, но немного лучше чем было.
Сами главный вопрос который я пока не решил это как зафиксировать шестерню на приводном валу. Ведомая и ведущая шестерни, надо отметить, абсолютно идентичны. Шестерня на ведомый вал находит с натягом, который варьируется в зависимости от точности изготовления, но обычно очень приличный. Далее в середине шестерни есть отверстие через которое по месту сверлится вал и забивается штифт, но не простой а с мелким шлицем, это сделано для того чтобы исключить выпадение штифта... такого штифта у меня конечно же нет, вот думаю или вообще так оставить только на посадке или что-то придумывать. Если есть идеи делитесь.
П.с.
Не знаю видно или нет, но на этом насосе отверстия под болты крепления крышки просверлены со смещение по оси на несколько градусов, я сперва думал крышка кривая, а это дырки... как!!!??? И в ушах под крепление насоса тоже отверстия провёрнуты, видимо всё сверлилось в один проход по кондуктору... по кондуктору Карл! По кондуктору!!!
Последнее редактирование: