Вторая жизнь нового маслонасоса.

Тема в разделе "Об автомобиле", создана пользователем Mankus, 27 май 2017.

  1. Mankus

    Mankus Пользователь

    Регистрация:
    20 мар 2010
    Сообщения:
    8.982
    Сказали спасибо:
    483
    Адрес:
    Подмосковье
    Ленюсь делать пошаговые DIY, поэтому одна фотка с телефона для привлечения внимания.

    DSC07497.JPG

    Нет сил на словесные кружева, поэтому на сей раз без особой литературы.

    Все наслышаны про то, что запчасти на наши машин не самого высокого качества, поставив новый масляный насос, вполне ожиданным может быть то, что через какое то время давление упадёт до уровня старого насоса.
    У меня дважды на двух моторах после переборки падало давление масла на запредельно низкий для нового двигателя уровень, на это жалуются порой и другие победоводы, для бывалых мотористов это не секрет.

    Собственно я не знаю насколько дело тут в насосе (помятую новую болячку моего двигателя) и тем не менее, следуя по намеченному ещё в прошлом году генеральному плану, решил разобраться в этой чертовщине.

    Итак, купил давеча насос, с военного склада (бл...ть, как же продавцы этого говна любят такие истории втирать), он был с консервационной смазки и выглядел бодро. После того как я отмыл всё тщательно бензином, и промерял зазоры, я не расстроился так как ожидал увидеть то что увидел.

    Вот нормальные зазоры на которые стоит ориентироваться при дефектовке насоса.

    - зазор между стенкой и зубьями шестерни 0,15-0,25 мм
    - между зубьями шестерён в центральном положении 0,15 - 0,25 мм
    - между торцом шестерни и крышкой не более 0,2 мм.

    Зазор по шестерням в 0,25 считается критическим... и куда деваться когда для запчастного насоса это прям неизбежно?

    Собственно цифры в источниках в сети немного разнятся, но на это можно ориентироваться.

    А теперь самое интересно, для чего вообще там зазоры? Ведь чем меньше зазоров тем больше производительность. Я так думаю что какие-то зазоры должны быть чтобы компенсировать тепловой расширение, и это логично, тем более что молекулы масла относительно крупные и при совсем прецизионной сборке такой насос может давать повышенное сопротивление.
    Вторая причина зазоров в насосе, а в случае с нашими насосами скорее первая - это технологически удобные для производства и монтажа допуски.

    В общем это была присказка, сказка впереди. В моём военно-запчастном насосе при осмотре оказалось следующее: одна шестерня имеет зазор с корпусом по верхнему нормы, зазор между второй шестерней и корпусом был увеличен. Между шестернями зазор тоже был увеличен.

    В общем как я понял, и теперь почти в этом не сомневаюсь, никто не следил за точностью обработки корпусов. РМЦ колодцев для шестерен может быт немного нарушено как в одну так и в другую сторону, как и диаметр этих колодцев. Шестерни видимо набирались из мешка "какая встанет", что характерно вершинки зубчиков имеют различную толщину, что свидетельствует о нарушенной центровке шестерён, а это приводит к тому, что в каком-то положении зазоры будут меньше а в каком то больше, после поворота ситуация развернётся на 180 градусов... Собрать такой насос точно с зазорами по нижнему полю допуска практически невозможно, тут уж выйти бы на 0,25.

    В общем пришлось разобрать несколько насосов, и подобрать шестерни таким образом чтобы они сидели в своих колодцах довольно плотно, но ничего не задевали. Одну шестерню которая немного цепляла но подходила лучше других, пришлось подтачивать на стекле на мелкой шкурке, аккуратно проводя вершинками зубцов на которых била видна блестящая кромка от задевания.

    Так же решил немного прошлифовать на шкурке крышку насоса, казалось бы зачем? Но нет, во-первых там были следы от фрезеровки, не глубокие но довольно не приятные, во -вторых крышка оказалось немного выгнутой наружу, что тоже не очень хорошо.

    Далее я собрал насос без прокладки но не затягивал, а покрутил немного за вал дрелью чтобы торцевые поверхности шестерён немного прижались к крышке. Крышку и шестерни надо смазать маслом чтобы не было задиров и перегрева, а крышку слегка прижимать пальцами к шестерням. После надо разобрать и осмотреть крышку и шестерни, если обе шестерни отпечатались с одинаковой интенсивностью, хорошо, если только одна, её надо торцевать на шкурке и всё повторять заново. Не стоит пытаться добиваться чтобы от шестерен оставалось два безупречно круглых пятна контакта, шестерни при работе немного отгибаются в разные стороны и оставляют рисунок из двух полуокружностей направленных в разные стороны типа буквы S.

    Далее всё надо собрать с прокладкой и подёргать за приводной вал вверх-вниз, чтоб понять какой зазор между торцами шестерни крышкой и корпуса. Это конечно можно замерять про помощи поверочной линейки и щупа но я решил сделать тактильно. В моём случае зазор был в приделах - дохрена. И я всё разобрал, выбил ось ведомой шестерни и притерал корпус насоса, пару раз пришлось всё собрать пока я не понял, что зазор меня устраивает, зазор получился совсем небольшой, но его можно почувствовать рукой перемещая вал, но щелчки уже не слышно - это хороший показатель.

    Чтобы быть уверенным насос не заклинит от теплового расширения при нагреве, я погрузил его в кастрюлю со святой водой и некоторое время кипятил проворачивая вал, как я и предполагая осевое перемешенные при 100 градусах практически ушло, но вал крутилсо свободно, я считаю это лучшим результатом. Да и надо обязательно сразу после варки всё разобрать и просушить.


    В итоге после всех изысканий зазор между стенками и шестернями получился 0,15-0,20, так как шестерни не центрированы, и между шестернями 0,20-0,25 - это очень плохо, но немного лучше чем было.

    Сами главный вопрос который я пока не решил это как зафиксировать шестерню на приводном валу. Ведомая и ведущая шестерни, надо отметить, абсолютно идентичны. Шестерня на ведомый вал находит с натягом, который варьируется в зависимости от точности изготовления, но обычно очень приличный. Далее в середине шестерни есть отверстие через которое по месту сверлится вал и забивается штифт, но не простой а с мелким шлицем, это сделано для того чтобы исключить выпадение штифта... такого штифта у меня конечно же нет, вот думаю или вообще так оставить только на посадке или что-то придумывать. Если есть идеи делитесь.


    П.с.
    Не знаю видно или нет, но на этом насосе отверстия под болты крепления крышки просверлены со смещение по оси на несколько градусов, я сперва думал крышка кривая, а это дырки... как!!!??? И в ушах под крепление насоса тоже отверстия провёрнуты, видимо всё сверлилось в один проход по кондуктору... по кондуктору Карл! По кондуктору!!!
     
    Последнее редактирование: 27 май 2017
    ORAS, Mexanik1980 и БЕГИмот нравится это.
  2. юрий-победа

    юрий-победа Пользователь

    Регистрация:
    27 фев 2011
    Сообщения:
    1.629
    Сказали спасибо:
    614
    Адрес:
    Первый город герой СССР
    Забей.Ты же в поддон не насыпешь шариков...
    Главное масло !!!
    Масло не качали твои насосы,не от того,что паршивые,а "масло" становилось водицей,отсюда,выработка в, самом насосе,во втулках,вкладышах и естественно падение давления
    при нормальном масле даже с такими зазорами,как с магазина насос будет работать.(Не при перегревах конечно)
    ------
    Отлегло...молодец,что мыло с веревкой поменял на маслонасос и сделал конфетку.
     
  3. БЕГИмот

    БЕГИмот Пользователь

    Регистрация:
    8 фев 2017
    Сообщения:
    998
    Сказали спасибо:
    513
    Адрес:
    Красноярск, ул. Конституции СССР
    Отлично!
    Можно этот размер на фото показать как мерить??
    - между зубьями шестерён вцентральном положении 0,15 - 0,25 мм
    Предстоит переборка ....
     
  4. Mankus

    Mankus Пользователь

    Регистрация:
    20 мар 2010
    Сообщения:
    8.982
    Сказали спасибо:
    483
    Адрес:
    Подмосковье

    Давление стало падать ещё на до смены масла, так что я бы не сказал что насос тут совсем не причём. Давай об этом в профильной теме )
     
    Последнее редактирование: 27 май 2017
  5. Mankus

    Mankus Пользователь

    Регистрация:
    20 мар 2010
    Сообщения:
    8.982
    Сказали спасибо:
    483
    Адрес:
    Подмосковье

    Погугли в интернете полно роликов и картинок

    VAZ2106-3135b.JPG Zazor-mezhdu-naruzhnim-diametrom-shesteren-i-korpusom-maslyanogo-nasosa.jpeg
     
    БЕГИмот нравится это.
  6. БЕГИмот

    БЕГИмот Пользователь

    Регистрация:
    8 фев 2017
    Сообщения:
    998
    Сказали спасибо:
    513
    Адрес:
    Красноярск, ул. Конституции СССР
    Помойке интернетовской не верю!
    Верю только вам :)
     
  7. БЕГИмот

    БЕГИмот Пользователь

    Регистрация:
    8 фев 2017
    Сообщения:
    998
    Сказали спасибо:
    513
    Адрес:
    Красноярск, ул. Конституции СССР
    А если верха зубьев наплавить баббитом и проточить до нужного размера??
     
  8. Mankus

    Mankus Пользователь

    Регистрация:
    20 мар 2010
    Сообщения:
    8.982
    Сказали спасибо:
    483
    Адрес:
    Подмосковье
    Попробуй )
     
  9. юрий-победа

    юрий-победа Пользователь

    Регистрация:
    27 фев 2011
    Сообщения:
    1.629
    Сказали спасибо:
    614
    Адрес:
    Первый город герой СССР
    ---------
    Повторюсь.
    Любой новый или после правильной капиталки ДВС, после обкатки или в процессе оной "теряет" давление,из-за "притирки" всех трущихся поверхностей
    Теперь задумайся,десятки тысяч моторов раньше ездили,и ныне много(дохрена) ездят на маслонасосах без таких доработок, т.е. просто с полки магазина.
    Ресурс у всех более менее одинаков в силу заложенных конструкторами марок стали,чугуна,люминя проч... для узлов и агрегатов этих моторов.
    -----------
    По насосам, во всех есть возможность "повышать" и "понижать" давление ,что и делается в процессе эксплуатации...а вот ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ!!! у любого насоса заложена в несколько раз вышее,чем требуется,(даже с гуляющими зазорами в шестернях и корпусе) которая и регулируется вышее упомянутым клапаном.
    Еще любой шестеренчатый насос даже самый раздолбанный будет давить достаточное давление в силу того,что он шестеренчатый!!!
    Поинтересуйся,что такое шестеренчатые насосы.
     
    ORAS и Зубр нравится это.
  10. Mankus

    Mankus Пользователь

    Регистрация:
    20 мар 2010
    Сообщения:
    8.982
    Сказали спасибо:
    483
    Адрес:
    Подмосковье
    После копиталки все зазоры минимальны, и даже самый раздолбаный насос может обеспечить приемлемое давление но когда всё притирается, зазоры повышаются до рабочих, и тут очень важно насколько качественно изготовлен насос. Если в нём много неплотностей то масло начинает циркулировать по щелям насоса и насос не выходит на нужное давление при нужных оборотах, особенно если он и сам немного притрётся в процессе работы и немного порошлифуется продуктами износа в период обкатки, вот такие вот пироги, вот так я это вижу. На моём старом моторе, который стоял на машине при покупке и был девственный заводской сборки, даже при пробеге в 60 000 км, давление не опускалось ниже 2,5 атмосфер ни при каких условиях... На двигателях прошедших переборку всегда давление после притирки падает, но не всегда только из-за той самой притирки... Что уж тут и говорить когда у меня лежит новый насос ГАЗ-53 из Лорда, который звенит как колокольчик там все зазоры катастрофически увеличены, купи такой насос поставь после капиталки и через пару тысяч у тебя давление будет в красной зоне, и ты конечно же начнёшь менять менять вкладыши и посыпать проклятиями моториста.

    Я как раз не предлагаю повышать или понижать давления, это работа перепускного клапана, а именно производительность, но не то чтобы повысить а сделать её такой какой она должна быть по расчётом того кто это сконструировал.
     
    Mexanik1980 нравится это.
  11. юрий-победа

    юрий-победа Пользователь

    Регистрация:
    27 фев 2011
    Сообщения:
    1.629
    Сказали спасибо:
    614
    Адрес:
    Первый город герой СССР
    Ошибка твоя и многих,что моторы для машинок на конвеере,шли лучшей сборки,а для запчастей похуже, так же и с запчастями.
    Неоднократно был на нескольких автозаводах СССР в моторных цехах, ДВС собирали по определенным допускам, из готовых узлов и деталей.
    Что это значит:
    блоки растачивались без поршней(не как при капиталке по поршням)
    К примеру наВАЗе,не случайно на торце нижнем блока с завода били напротив каждого цилиндра букву от А до Е, редкость блоки с одной буквой, надеюсь не надо объяснять о чем я, сборщик ничтоже сумняшеся,увидев букву "B" к примеру, никогда не воткнет поршень иной группы.
    насос ставился первый попавшийся под руку из ящика и т.д.
    ----------------------
    Пож. еще раз прочти написанное мной вышее.
     
  12. Mankus

    Mankus Пользователь

    Регистрация:
    20 мар 2010
    Сообщения:
    8.982
    Сказали спасибо:
    483
    Адрес:
    Подмосковье
    А ты позже прочти написанное мной ниже, и пусть истина будет посередине )
     
  13. юрий-победа

    юрий-победа Пользователь

    Регистрация:
    27 фев 2011
    Сообщения:
    1.629
    Сказали спасибо:
    614
    Адрес:
    Первый город герой СССР
    ---------
    Это,только увеличит количество употребленных декалитров при встрече.
     
    Mankus нравится это.
  14. Рустам тм

    Рустам тм Пользователь

    Регистрация:
    11 апр 2016
    Сообщения:
    2.080
    Сказали спасибо:
    1.396
    Адрес:
    Туркменистан Ашгабад
    Не совсем спец в масл насосах!
    Недавно у тов в сервисе наблюдал такую картину!
    Лексус RX350 за стучал мотор!
    Полный разбор показал голодание масла,
    Масло заливал клиент не совсем плохое,среднего уровня!
    Протертые вкладыши с задирами заменили,несколько компенсаторов тоже!на валу задиры не успели появится к счастью клиента!
    Все хором решили что причина была в масле!
    Разобрали насос(примерно выглядит так,две шестерни папа и мама,одна одевается на коленвал другая врощяется вокруг нее,типо обруч когда крутишь на поясе)диаметр насоса 18-20 см дюралеалюмин корпус,шестерни прочная сталь!
    Короче насос идеален,но есть одна маленькая риска с размером человеческий волос,длина 3-4см.на нее даже особо не обратили внимание!
    Собрали мотор,завели все работает!
    Клиент счастливо забрал машину)))
    Приехал через 4дня,с жалобой на стук компенсаторов,и при старте сильный шелест цепи 2-3 сек!
    Электроника исправна,компрессия 13 все 6 цилиндров!
    Заробрали заново,сразу стали смотреть насос,осмотр заново ничего не показал кроме той царапины с чел волос,слегка ощющялась ногтем.
    Мастер принял решение заменить насос на новый,другой причины больше небыло!
    Короче поменяли насос,и все пришло норму!машина по сей день ездит!
    Вывод:причина была в маленькой царапине!
    Незнаю конечно Лексус мотор V6 очень сильно отличается,от газ м20 мотора!
    Но идеальные зазоры,и хорошая поверхность лишнем не будет!
    Так Же можно поджать перепускной клапон,чтоб давление было немного больше в стстеме(мое мнение)
     
  15. Mankus

    Mankus Пользователь

    Регистрация:
    20 мар 2010
    Сообщения:
    8.982
    Сказали спасибо:
    483
    Адрес:
    Подмосковье
    Да я подложил миллиметровую шайбочку, лишним не будет, но надо помнить что клапан этот перепускной он просто отсекает когда давление привышает заданную планку но на выходи если масло через сопрягаемые детали вылетает со свистом, оно просто будет вылетать чуть быстрее, но монометр а панели будет показывать повышение давление так как датчик стоит ближе по ходу масла чем все зазоры. Это тема для продажи скорее )


    Тот насос о котором ты говоришь, радиальный, вроде, имеет очень большую торцевую поверхность, она по площади наверное равна площади зубцов шестерён, это как двигатель ванкеля. Так вот в таких насосах допуск на торцевой зазор 0,04 мм, любая риска даёт подсос масла из камеры в камеру. Но такая маленькая риска вряд ли была причиной ощутимого падения давления масла, скорее всего там был или общий износ, или коробление этой крышки, риска видимо от соринки которая смогла в каком то месте протиснуться между шестерней и крышкой при увеличившемся зазоре.
     
  16. намис

    намис Пользователь

    Регистрация:
    3 авг 2016
    Сообщения:
    53
    Сказали спасибо:
    5
    Адрес:
    Баку
    Если автор темы не против напишу тут про ш. насос . Он , правда не с авто , но устройство и принцип работы ведь одинаковы . Разобрал б/у ш.н. / он хоть и б/у , потёк сальник , но ок / . Крышки и корпус ш.н. собраны на 2 штивтах ! Т.ч. сборка идеальная . Между крышками и корпусом нет прокладок ! Только тонкий слой локтайта . Вытащил ведомую шестерню , медную пластину , толщиной 0,1 еле протолкнул между шестерней и корпусом вращая вал пассатижами , прошла очень туго , на пластине остались следы от зубьев . Замерил высоту корпуса и шестерни - один в один ! Когда устанавливал ведомую шестерню на место , то пришлось 4-5 раз нажимать на неё чтобы она до конца села на своё место , я нажимаю а она обратно , как на воздушной подушке , вот это подгонка ! вал с втулкой . Если интересно , со временем , смогу сделать таблицу - температура масло /давление . Пока есть такие цифры . 21*С - 9,5 бар . 41*С - 7 бар . Заранее скажу , что кипятил насос , вращался от руки нормально , не заедал . Диаметр шестерён 45 мм , высота насоса 38 мм , диаметр вала 16 мм . Если у кого-то есть разобранный , напишите эти данные для сравления
     
    vottaktak нравится это.
  17. EvgenB

    EvgenB Пользователь

    Регистрация:
    17 сен 2015
    Сообщения:
    531
    Сказали спасибо:
    112
    Артём, напишу в твоей теме) приветствую всех... !!! перебрал родной насос и посмотрел м20-новый СССР и от газ52 новый СССР. В родной поставил новые шестерни от газ52, т.к. Выдают зазор <=0.15 мм. Вопрос про шестерню, что в контакте с Распредвалом. Появилась щель между этой шестернёй и корпусом насоса-1.5 мм. Видимо на приводной шестерне отверстие от газ 52 чуть выше для Забития оськи от проворота. Как у вас было? Критично ли это для чего либо? Там где должно быть 0.25 по щупу у меня стало примерно 1.5 мм
     

    Вложения:

    • image.jpeg
      image.jpeg
      Размер файла:
      207,6 КБ
      Просмотров:
      28
    Последнее редактирование: 24 авг 2017