алюминиевый грузовой дизель :shock: в дизеле о котором я говорил люминиевого только впускной коллектор.все остальное-чугуний!вот про чугуневые грузовые моторы .. Уже к концу 1957-го …началу 1958-го года по результатам испытаний двигателей и машин стало ясно, что двигатели ЗИЛ-130 V6-90° не годятся, и надо искать новое решение.
Таких решений виделось два:
- ограничиться использованием рядного 6-цилиндрового двигателя типа ЗИЛ-120 усовершенствованного (благо конструкция ЗИЛ-130 позволяла установку такого двигателя);
- перейти на использование двигателя V8 с пониженной, по сравнению с ЗИЛ-129, мощностью, например на базе размерности ЗИЛ-111.
Как мы знаем, реально последнее и случилось, но вовсе не сразу, хотя решение о постройке двигателей V8 размерностью ЗИЛ-111 с мощностью 150 л.с. было принято сразу же по итогам неудовлетворительных испытаний двигателя V6 в начале 1958 г. Решение-то приняли, но сразу было понятно, что:
- Вместо более легкого двигателя (опытные образцы двигателя ЗИЛ-130 V6 имели средний сухой вес 378 кг) устанавливается практически такой же по весу, что и старый рядный 6-цилиндровый (расчетный вес двигателя ЗИЛ-130 V8 ожидался в районе 440 кг, в то время как имелись достаточно отработанные двигатели ЗИЛ-120ВК второй серии со средним сухим весом 422 кг);
- Даже двигатель V6 несколько превосходил по сложности рядный ЗИЛ-120, а двигатель V8 уже превосходил весьма существенно;
- Себестоимость и трудоемкость изготовления двигателя V8 существенно больше стоимости и трудоемкости изготовления двигателя V6, а также рядного двигателя;
- Мощность 150 л.с. для большинства модификаций ЗИЛ-130 более чем избыточна, а снижение мощности путем изменения размерности (появление третьей размерности в семействе двигателей) еще более усложнит технологическое обеспечение производства и повысит еще более себестоимость двигателей.
А ведь еще в начале 1957 г. было принято решение о создании, так сказать «переходного», автомобиля ЗИЛ-130Л – с рядным двигателем 120ВК, для выпуска до освоения производства V-образных двигателей, в модификациях:
- 130Л – базовый;
- 130АЛ – автомобиль для систематической работы с прицепом;
- 130БЛ – шасси самосвала;
- 130ВЛ – седельный тягач;
- 130ГЛ – длиннобазный.
Двигатель ЗИЛ-120ВК имел по результатам испытаний мощность 131 л.с при 2900 об/мин (между прочим, двигатель ЗИЛ-130 V6 фактически развивал только 128 л.с. при 3200 об/мин, хотя, безусловно мог быть доведен до 135 л.с.), максимальный крутящий момент39,6 кгм при 1400 об/мин, работал на бензине А-66 (ЗИЛ-130 V6 – на бензине А-70, а, как известно серийные ЗИЛ-130 V8 в конце концов работали на А-76), минимальный удельный расход топлива был 213 г/л.с.·ч (всего на 5 г/л.с.·ч больше, чем было получено для двигателя ЗИЛ-130 V6, работавшего на более высокооктановом бензине).
К сожалению, Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17.04.1958 г. № 442 (которым был, в том числе, утвержден перспективный типаж автомобильных двигателей) были не только закрыты работы по V-образным 6- и 12-цилиндровым бензиновым двигателям ЗИЛ («из-за серьезных конструктивных недостатков»), но и был определен путь – двигатели V8.
Несмотря на это, ЗИЛ продолжал работы по машинам ЗИЛ-130Л и даже подготовил в 1960 г. к Госиспытаниям ЗИЛ-130 среди шести машин разных модификаций машины ЗИЛ-130Л и 130ВЛ, однако к этому времени действовало решение об использовании на части автомобилей ЗИЛ-130 (само решение и перечень модификаций у себя пока не нашел) двигателей под обозначением ЗИЛ-130М (135 …138 л.с.) разработки ГАЗ, являвшихся модификацией двигателя ГАЗ_41 (позже – ЗМЗ-41) машины ГАЗ-41 (БРДМ-2).
На практике такие двигатели никогда на серийные ЗИЛ-130 не ставились – сначала из-за неготовности, потом… похоже стала сильно хромать система управления народным хозяйством, да и ЗИЛ, кстати, по моим ощущениям, не жаждал заиметь на своих машинах «чужой» двигатель.
Кстати, году в 64 где-то ЗИЛ пытался все-таки создать двигатель V8 (под неоднократно использовавшимся индексом ЗИЛ-125) уменьшенной размерности (литраж – по памяти – 5,2 л) для применения на части автомобилей ЗИЛ-130.
Ну а потом и вовсе стали ставить ЗИЛ-157…
А ведь все могло пойти по-другому, если бы использовали ЗИЛ-120ВК.