Для Киевлянина
Евгений Ерофеев (Oldtime-Deluxe): Ретромобили - новое хобби российкой элиты
Путешествуя по Европе и осматривая достопримечательности Лондона, Парижа, Милана, Рима, Флоренции, я всегда поражалась тому, как много "живых" старинных автомобилей можно встретить на улицах этих городов.
Машинки-букашки, задорно бегущие по извилистым улочкам, всегда заставляли меня оглянуться им вслед. Считая себя современной леди, привыкшей к удобству и ценящей технические находки производителей «моего века», я все-таки завидовала веселым студентам и милым старушкам, сидящим за рулем стильного старинного авто.
В России, как кажется многим, старинные автомобили не так популярны, как на Западе. Да, их пока не так много на улицах, но стоит посетить специализированную выставку олдтаймеров или сезонное ралли классических автомобилей, кружится голова от машин, владельцами которых являются наши соотечественники. Настоящие ценители автомобильного ретро создают клубы и сообщества, устраивают различные пробеги и соревнования. На одном из таких мероприятий совладелец компании «Oldtime-Deluxe» Евгений Ерофеев рассказал "Бизнес-Стилю" об увлечении классическими автомобилями и бизнесе, которым он занимается.
Бизнес-Стиль: Евгений, расскажите, как родился Ваш бизнес? Когда у Вас возник интерес к раритетным автомобилям?
Евгений Ерофеев: Бизнес родился из хобби. Около двух лет назад, путешествуя по Германии, я приобрел свой первый автомобиль. Это была недорогая модель Pagoda Mersedes-Benz 280 SL в плачевном состоянии. Интерес к старинным автомобилям у меня возник во времена моей учебы в Лондоне. Именно тогда я насмотрелся на олдтаймеры, увидел, что в Европе эта культура процветает. А будучи проездом в Германии, увидел эту машину и не смог не купить. По правде говоря, она была совершенно мертвая, с дырами в днище. Однако меня в ней привлекли дизайн, форма, какая-то необъяснимая сильная аура. После покупки я истратил около полутора лет на ее реставрацию. В настоящий момент машина абсолютно здорова и находится в отличном состоянии (имеет категорию 1, означающую высший класс). Машину я приводил в порядок с большой любовью, поэтому на сегодняшний день она является украшением моей коллекции. Не так давно я подарил эту машину своей жене, и на ней она успела занять второе место в гонках «Mercedes classic day».
К слову сказать, я с детства увлекаюсь техникой и автомобилями. Люблю картинг. В студенчестве я всегда принимал участие во всесоюзных соревнованиях, гонках. Кроме того, я давно занимаюсь искусством, собираю живопись, у меня есть своя галерея. А это очень близкие вещи. По моему мнению, каждый автомобиль, который я на сегодняшний день представляю, несомненно, является произведением искусства. Я не связываюсь с ординарными автомобилями. Каждая моя машина имеет свою историю. Я знаю прошлое этих машин, их прежних хозяев, сколько автомобилей этой марки находится в мире.
БС: Где Вы покупаете старинные автомобили?
Е.Е.: В процессе восстановления моей первой машины я наладил много контактов с немецкими любителями и реставраторами олдтаймеров. Теперь у меня появилась возможность с помощью их (немецкой) техники осваивать наш рынок. Также на почве увлечения старыми авто я познакомился с Александром Смирновым, владельцем компании «OldTime». На базе этой компании возникло подразделение «Oldtime-Deluxe», где мы представляем более ценные модели автомобилей, также осуществляем реставрацию и обслуживание старых авто.
БС: Что Вы можете сказать об особенностях этого бизнеса. С какими сложностями Вы сталкиваетесь? Сколько времени занимает реставрация?
Е.Е.: Очень многое зависит от того, какой марки автомобиль. Что касается Мерседесов и БМВ, например, а также послевоенных автомобилей, с ними особых проблем нет, потому что любую деталь - от кузова до последнего винтика двигателя, которого не достает, можно заказать на заводе. Что же касается довоенных автомобилей, тут уже сложнее. Есть исчезнувшие марки, такие как Horch. Это очень красивая машина, интересная и с технической точки зрения. Потрясающий автомобиль, выпуск которого давно прекращен. И чтобы найти деталь на него, можно потратить кучу времени. Какие сложности? Ну, бывает, что коллекционеры годами охотятся за какой-нибудь недостающей мелочью. Ведь весь смысл заключается именно в оригинальных деталях. Изготовить так называемый «новодел» просто, и в безвыходных ситуациях так и поступают, но это уже большой минус. Для примера, стоимость одной и той же модели может разниться очень сильно. Если одна из машин является 100% оригиналом и стоит несколько миллионов долларов, то другая, частично «новодельная», сотни тысяч.
Реставрационный процесс может длиться до 5 лет, все зависит от того, что хочет хозяин машины, какую цель он себе поставил.
БС: И все-таки, в чем заключается основная сложность при реставрации авто?
Е.Е.: Основная сложность - найти хорошего реставратора. На нашем рынке их немного. В настоящее время хорошо себя зарекомендовали и отвечают всем стандартам компании «Лебедев-Эксклюзив» и «Молотов-Гараж», специалисты по отечественным раритетным авто. Но, обратившись к ним, надо понимать, что истратишь больше денег. Представьте, что в течение года 3-4 человека будут заниматься только твоим автомобилем...
БС: Как сопоставимы затраты на реставрацию старого автомобиля со стоимостью его покупки?
Е.Е.: Затраты на реставрационные работы не имеют предела. Смотря, что хочет коллекционер. Могу пояснить на примере спортивной модели Mercedes 190 SL, которая была выпущена по мотивам легендарного «Крыла Чайки» в количестве 1800 штук. Можно сказать, что эта машина является символом олдтаймерского движения и именно с этой модели начинают многие коллекционеры... Так вот, это авто можно купить за 10 тысяч евро, а чтобы привести его в надлежащий вид, на реставрацию придется затратить около 60 тысяч евро.
БС: Расскажите, какие марки старых авто являются самыми популярными? За какими машинами охотятся?
Е.Е.: Все, опять же, зависит от того, какие задачи перед собой поставил коллекционер.
Кто-то собирает линейку Mercedes, кто-то Bentley. В первую очередь, предметом коллекционирования всегда были кабриолеты, ведь их всегда выпускали ограниченными сериями. Следующая ступенька - это купе, третья категория - это в принципе редкие автомобили. По маркам обобщения делать нельзя. Все зависит от вкуса и приверженности коллекционера.
БС: Поговаривают, что в скором времени на территории РФ в силу вступит закон об ограничении ввоза в страну машин старше 1975 года выпуска. Все машины старше этого года будут считаться антиквариатом и, соответственно, пошлины резко возрастут. Что тогда станет с рынком раритетных автомобилей?
Е.Е.: Считаю, что принятие такого закона будет огромной ошибкой. Чиновники пытаются ввести пошлину для ввоза предметов роскоши. С другой стороны, 2 года назад был принят закон о беспошлинном ввозе предметов искусства, что должно было стимулировать их ввоз на территорию РФ.
Хочу отметить, что в Европе существует практика, что автомобили старше 25 лет можно ввозить-вывозить сколько душе угодно... В принципе, для беспрепятственного ввоза старинного автомобиля в Россию можно обратиться в Министерство культуры, и если его признают предметом искусства, то авто можно ввозить беспошлинно. Но тут опять палка о двух концах. Теперь под запрет попадет его вывоз. У хозяина авто не будет возможности принять участие в ралли или в зарубежной выставке. К сожалению, в нашей стране слишком много бюрократических издержек.
БС: Евгений, какие у Вас прогнозы относительно рынка старинных автомобилей в России? Как, по-Вашему, он будет развиваться?
Е.Е.: Интерес к олдаймерскому движению заметно растет. И мало того, что есть предмет коллекционирования, создаются клубы по интересам, в которых коллекционеры находят своих единомышленников. Происходят контакты на международном уровне, что очень приятно. В нашей стране существует «Российский клуб классических автомобилей». Вот уже 4-ый год подряд они организовывают ралли классических автомобилей.
Как участник, не могу не отметить, что уровень мероприятий, устраиваемых в России, растет с каждым годом. На наши соревнования уже с удовольствием едут иностранцы, и количество участников подобных заездов растет год от года. На ралли, организованном Chopard в этом году, было 60 автомобилей. А первое ралли в Москве можно назвать провальным - заявку на участие в нем тогда подали всего 4 автомобиля.
В скором времени планируется организация ралли «Золотые купола» по Золотому кольцу. На него также ожидается много иностранных экипажей. Это говорит о том, что олдтаймерское движение имеет успех, наши ряды пополняются.
Безусловно, коллекционированием раритетных автомобилей увлекаются состоятельные люди, а они прагматики. Ведь приобретая редкий автомобиль, они делают хорошие инвестиции. Есть модели, которые дорожают на 100% в год. Их становится все меньше и меньше, они уходят в частные коллекции. Эпоха проходит - цена увеличивается. Мне сложно делать прогнозы. Если мы будем двигаться в том же ключе, рынок будет расти. Растет благосостояние и, что немаловажно, культурные ценности. Обыденные безделушки отходят на другой план. Думаю, что перспективы очень хорошие.
26.06.2006 10:21:56 Автор: Ирина Болошина
--------------------