|
ИСПОЛНЕНИЕ МЕЧТЫ ИЛИ МОЯ ПОБЕДА
Совсем недавно попалась в руки маленькая книжка неизвестного мне
автора Ричарда Баха "Дар крыльев". Там, в рассказе "Молитва", прочитал понравившуюся мне фразу: Поосторожнее с молитвами — о чём попросишь то и получишь.
Я подумал об этом, и у меня в голове пронеслась история моей
детской мечты — иметь автомобиль, и не какой-нибудь, а тот к которому шёл
более пятидесяти лет и вот о нём-то пишу этот рассказ. Это автомобиль
"Победа" — лучший автомобиль, разработанный и выпускавшийся в Советском
Союзе, и (это никто не может опровергнуть) опередивший своё время.
Специалисты об этом хорошо знают. Моя дочь, купив себе последнюю модель
Хонда-Сивик, как-то сказала: "А дворники как у твоей "Победы"!
Молил ли я Бога о таком для себя подарке? Конечно нет. Этого не
могло быть, потому что не могло быть. Я и мои друзья были в то время
пионерами, с интересом читали газету для детей "Пионерская правда".
Газета пользовалась большой популярностью и в подписке была лимитированной.
На нашей улице её получал только Алик Лисицын. Его мама работала на швейной
фабрике начальником цеха и имела возможность оформить подписку. Я и сейчас
ещё помню, как она выглядела и, мне кажется, что она уже в 50-ые годы была
цветной.
В то, счастливое для нас время, мы не знали и не слышали таких
слов как триллер, боевик, вестерн, фэнтези. Фильмы мы смотрели про войну,
шпионов и разведчиков и конечно про любовь. Нашими героями по фильмам были
Чапаев, майор Пронин, Александр Невский, Александр Суворов и (почему-то
помню) — Великий воин Албании Скандербег.
"Пионерскую правду" мальчишки любили не только за то, что в ней
печатались материалы по всяческим поделкам, но и, самое главное, за то, что
в ней печатались из номера в номер только что написанные рассказы и повести
про войну, шпионов и диверсантов.
Во вспоминаемое время, а это, наверное, 1953–1954 годы, в
"Пионерской правде" печаталась повесть, теперь уже почти забытого,
Александра Авдеенко "Над Тиссой". У мальчишек нашей улицы авторитет Алика
Лисицына значительно вырос, так как только у него была эта газета, но
теперь он ещё и определял — кто и за кем будет читать очередной номер.
Иногда ко мне номер попадался уже плохо читаемым, а некоторые номера ко мне
просто не дошли (зачитали до дыр). Популярность этой повести была
потрясающая. Люди моего поколения до сих пор помнят героев повести — Ивана
Белограя, Терезию Симак, Смолярчука, Ральфа Кларка. Прочитав повесть до
конца (у вас такое тоже было), мне очень хотелось, чтобы по этой повести был
снят фильм. И что вы думаете? — фильм вскоре появился. Он так и назывался —
"Над Тиссой".
Я смотрел этот фильм не один раз и не потому, что это был фильм
про пограничников и шпионов, но ещё и потому что в одном из эпизодов среди
босоногих мальчишек, окруживших сверкающий на солнце никелем и свежей
полированной нитроэмалью песочного цвета автомобиль "Победа", увидел себя.
Как не залюбоваться на такую красоту? Брезентовый его верх был сдвинут
гармошкой назад, а из- под лобового стекла рвалась в небо гибкая, выдвижная
антенна. Это был автомобиль шпиона и диверсанта Ральфа Кларка. Этот эпизод и
эта машина надолго запали мне в голову и много раз я думал о том, какой это
замечательный автомобиль, и о том, что когда-нибудь, ей-Богу, я тоже
заведу себе такой же. Сегодня у меня есть почти такой — всё, как и
положено, — только он светло-серого цвета и нет гармошки назад. Мысленно
пробегая эти долгие годы, прихожу к выводу: честное слово, всё так и вышло,
я получил то, о чём мечтал, возможно, о чём и молился.
Догадываюсь — у современного молодого человека возникает мысль:
зачем так долго ждать, почему своё желание не исполнить прямо сегодня, прямо
сейчас? Наши же желания должны совпадать с нашими возможностями. Так было и
у меня. Не было возможностей! В 70-е годы на наших дорогах появились
красочные, юркие и быстрые "Жигули". Этот автомобиль у многих стал мечтой и,
хотя у меня была своя мечта, но чтобы быть как все — купил этот автомобиль.
Много позже узнал, что эта марка называется "копейка". Потом началась
короткая автомобильная эра подержанных иномарок — на авторынке в Каунасе
купил хороший и большой Second Hand Фиат-Крома. Мечта опять отодвинулась
на неопределённое время. И когда в 2005 году дочь попросила Фиат — решил
окончательно и бесповоротно — время моей мечты пришло! Правда к этому
времени я уже знал, какой и чей автомобиль будет моим. Не прошло и двух лет
как наследница не смогла переубедить меня в том, что этот автомобиль мне не
нужен. Я стал вторым хозяином!
Это "Победа" 3-й серии, 1957 года выпуска. Машина гаражного
хранения и, как у всех уважающих себя в то время автолюбителей, — в зимнее
время не выезжала из гаража. Более того, — на зиму ставили на подставки
(снять нагрузки с пружин и рессор). Первый хозяин на её покупку стоял в
очереди 8 лет, очень её любил и поэтому ко мне она пришла в оригинале.
Сохранились такие редкие принадлежности: маслёнка, свечи и лампочки 1956
года, полный комплект инструмента с деревянными уголками- упорами под
колёса и неработающим манометром. Очень жаль, что пришли в негодность
пластиковые элементы радиоприёмника, панели приборов и перчаточного ящика.
Интересная деталь - при подготовке автомобиля к покраске, в перчаточном
ящике, нашёл в тряпичной сумочке, размером со спичечную коробочку, молитву
"Отче наш...". Владелец машины, начальник цеха авиазавода г. Воронежа, был,
как и положено, членом партии. Со слов дочери — это мама украдкой положила
ему и автомобилю эту охорону. Там она лежит и сейчас.
Вот этот автомобиль, когда только что сняты прежние номера, а я
стал его новым хозяином.
Мастера, отец и сын, Александр и Николай Козловы "одели её в
новое платье". Мы же с супругой, не один раз поругавшись (почти до развода)
при подборе вида, фактуры и цвета тканей, обустроили салон.
И вот она, такая же, как и 50 лет назад, но теперь уже
показывает себя на выставке ретроавтомобилей или, шурша туго накачанными
шинами, распространяя запахи новых винилискожи и ещё невыветрившейся краски
проезжает по улицам города Воронежа.
Прохожие провожают её удивлённо-радостными
взглядами. Водители современных крутых и очень крутых марок и иномарок,
забыв про все запреты, сигналят ей. На стоянках фотолюбители с
многопиксельными цифровыми фотоаппаратами просят разрешения на её съёмку.
Дочери первого хозяина (теперь уже бабушки!) со слезами на глазах
вспоминают папу, гладят новую ткань переднего дивана (дивана!) и одна
вспоминает, что это они 50 лет назад, напихивая фантики от конфет в
пепельницу для пассажиров, сломали её и это была первая поломка автомобиля.
За покупкой ездили в Куйбышев всей семьёй и папа на радостях купил
много-много конфет.
Начиная писать этот рассказ, первое что сделал — придумал ему
название. В словосочетание "или моя победа" вкладывал как бы достижение
поставленной цели, но теперь думаю, что это совсем не так. Картинка фильма,
со сверкающей на солнце никелем и свежей полированной нитроэмалью песочного
цвета автомобиля "Победа", была облечена мною в форму мысли, много лет
спустя перешла в ощущения и стала реальностью. И я твёрдо в это верю.
Правильно сказано: из песни слова не выкинешь —
её "улыбка"
ранит манит обнимает...
И туманит и дурманит,
в дрожь меня бросает...
Анатолий Рыбников (Воронеж). Январь 2008 г.
|