А значит, нам нужна одна "Победа"

Этот автомобиль давно не давал мне покоя: голова невольно оборачивалась вслед каждому проезжающему мимо представителю нашего послевоенного автомобилестроения. Два чувства боролись внутри, когда удавалось заглянуть внутрь припаркованной мечты моего детства: любопытство и опасение, что хозяин неправильно поймет причину моего пристального внимания к его собственности. "ПОБЕДА". Единственное, что разделяло меня с любимой - банальное отсутствие необходимого количества «зелени» на ее приобретение и реставрацию. В последнее время совсем было потерял надежду – автомобилей становилось все меньше, а цены на оставшиеся росли не по дням, а по часам. И вот два года назад, приехав в гости к теще, в город Иваново, совершенно случайно увидел в газете объявление о продаже автомобиля М-20. Количество нулей в цене то же, что и столице, но в рублях.

Хозяина вожделенного автомобиля пришлось ждать очень долго, несмотря на оговоренное заранее по телефону время встречи. Под сочувствующие взгляды сидящих у подъезда старушек, мы с другом скрашивали часы ожидания, строя догадки о состоянии и местонахождении автомобиля. Казалось, час нашей «Победы» близок. Но когда наконец-то подошел хозяин и открыл гараж, то на мое удивление, это была не «Победа», а какой-то Франкенштейн. Облицовка от ГАЗ-24, двигатель и задний мост от УАЗа, передний мост от ГАЗ—3102, педали подвесные от РАФа, сидения от «Запорожца», покрашен из баллончика серебрянкой, уже изрядно облупившейся зимой от мороза. Довольный нашим пристальным вниманием хозяин объяснял, что это «рабочая лошадка», ездит он на ней с грузом не первый десяток лет, и за такую цену лучше искать нам не стоит. Правда, осмотрев машину, я заподозрил, что на ней из гаража давно не выезжали дальше первого светофора и, пообещав подумать, мы уехали домой. Расстроился ужасно: от того, что не нашли того, что искали, и от жалости к «убитому» раритету.

На следующий день опять увидел объявление - продавали ГАЗ М-20. Уже без особой надежды поехали мы на смотрины. Частный дом на самой окраине города нашли только к вечеру. Сам хозяин отсутствовал, но его отец любезно согласился показать нам автомобиль. Мы вошли и обомлели. Двор дома напоминал музей старинных автомобилей: отлично сохранившиеся «Победа», ГАЗ-67Б, «Эмка»...

– Совсем у парня никакой личной жизни – жаловался нам родитель – приходит с работы и сразу к машинам.

– Наш человек! - обрадовались мы, и узнав, что хозяин будет завтра утром, окрыленные, поехали домой.

Хозяин оказался молодым человеком лет тридцати, фанатично влюбленным в старые советские автомобили. Продать «Победу» его заставила только необходимость строительства какого-никакого помещения под ремонт в ненастную погоду, и расставался он с машиной чуть ли не со слезами.

Вот так я стал обладателем своего любимого автомобиля, да еще и горы «родных» запчастей в придачу. Считаю, что повезло мне просто невероятно: переделок в машине практически не было, она требовала только покраски. Двигатель работал как часы, очень тихо. Салон удивил своей сохранностью и родным запахом старого автомобиля, который вызывал ностальгию по временам ушедшей молодости моего «нового» товарища. Поразило то, что до сих пор все работает, смазывается и откручивается. Когда пришла пора перегонять «Победу» в Москву, то не было ни единой мысли, что она не доедет. И действительно, проблем в дороге не было, мотор приятно урчал, а подвеска мягко справлялась с ухабами на дороге, только изредка доносился тихий стук непрокаченных амортизаторов. Тормоза работали прекрасно, несмотря на простоту конструкции. Ехали примерно в конце октября. Ночь, на улице стужа, а в машине тепло, благодаря слегка усовершенствованной печке, даже окна приходилось открывать.

После приезда я ездил на ней всю зиму. Очень понравилась своей устойчивостью к замерзанию, даже в сильные морозы заводилась без проблем, а также своей проходимостью по сугробам у домов.

Весной мы с женой занялись подготовкой машины к покраске. Полтора месяца все выходные дни проходили в попытках снять слой старой нитрокраски вручную. Но выяснилось, что нитрокраска лежит разная, в несколько слоев, и совсем не желает сдаваться без боя. Добились мы только одного: потока желающих нанять нас на покраску их автомобилей.

Решили перегнать машину на дачу, там уже и шлифовальной машинкой спокойно можно пошуметь, и запах смывки старой краски никому не помешает, и самим заодно отдохнуть можно. Машина доехала прекрасно, но ее внешний вид не давал покоя ни проезжающим мимо, ни сотрудникам ГАИ. Еще бы, «Победа» на шоссе вообще необычна для нашего времени, а тут представьте себе: разноцветная, так как слои краски удалены неравномерно, в пятнах шпатлевки, но по скорости соперничает даже с некоторыми иномарками. Уставшие от стояния в «пробках» водители и пассажиры, радостно разглядывали сей шедевр импрессионизма. А нам очень нравились выражения их лиц при этом. В общем, всем ехалось весело.

За летние месяцы успели снять с автомобиля краску, выровнять поверхность шпатлевкой и прогрунтовать. Всего-то и осталось: покрасить и восстановить некоторые хромированные детали, в чем нам сейчас очень помогает клуб «М-20». Так что очень надеюсь уже в этом году, в праздник Победы проехать по Москве на своей собственной, сверкающей «Победе», порадовать ветеранов и всех, кто неравнодушен к истории нашей страны.

Барашкин Андрей, владелец М-20 1957 года выпуска.


Вернуться в начало раздела